г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

О Концепции охраны здоровья населения на 2004-2010 годы

Указ Официальный портал органов власти Чувашской Республики Дата принятия 18.06.2004 Номер 65 О Концепции охраны здоровья населения на 2004-2010 годы О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы В целях создания основ устойчивого экономического и духовного развития Чувашской Республики, достижения высокого качества жизни, обеспечения здорового, творческого, профессионального долголетия насе-ления Чувашской Республики п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить Концепцию охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы (далее – Концепция), определяющую: стратегические направления действий в области охраны и укрепле-ния здоровья населения Чувашской Республики, предусматривающие объ-единение усилий законодательных и исполнительных органов власти, ор-ганов местного самоуправления, организаций и самих граждан; принципы системного подхода в вопросах повышения качества жиз-ни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, бы-та и отдыха населения, охраны окружающей среды; условия для формирования физически, духовно и нравственно гар-моничной личности за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье, укрепления связей с историческим прошлым и культурным наследием нации. 2. Кабинету Министров Чувашской Республики: разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концеп-ции и обеспечить комплексное решение вопросов охраны здоровья населе-ния на основе устойчивого социально-экономического развития республи-ки, улучшения экологической обстановки, обеспечения здоровой и безо-пасной производственной среды, формирования здорового образа жизни и нравственных основ личности; опубликовать основные положения Концепции в средствах массовой информации и направить органам государственной власти, органам мест-ного самоуправления, органам государственного надзора, предприятиям, учреждениям и другим заинтересованным организациям для использова-ния в своей деятельности. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления учитывать по-ложения Концепции при разработке и реализации программ укрепления здоровья и создания благоприятных условий жизнедеятельности населе-ния. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубли-кования. Президент Чувашской Республики Н.Федоров г.Чебоксары 18 июня 2004 года № 65 УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Чувашской Республики от 18.06.2004 № 65 КОНЦЕПЦИЯ охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы I. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами Сохранение здоровья населения и повышение качества жизни является стратегической задачей государственной политики Президента Чувашской Рес-публики и Кабинета Министров Чувашской Республики. «Залог процветания Чувашии - прежде всего, в людях, не только воспи-танных и образованных, но и здоровых», - подчеркнул Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров, объявив 2004 год Годом молодежи и здорового об-раза жизни. Культурный, духовно развитой, занимающийся спортом человек способен осознать, что здоровье - один из главных факторов, позволяющий пол-ноценно жить, расти профессионально, противопоставлять радость физического здоровья наркомании, алкоголизму и другим порокам. Здоровье - комплексное понятие, определяемое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических не-достатков. Основные интегральные показатели состояния здоровья населения Чу-вашской Республики остаются стабильно более благополучными чем в целом по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. Последние два года характеризуются устойчивым ростом рождаемости и замедлением темпов роста уровня смертности. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2002 году составила 66,1 года, что на 1,2 года больше чем в Российской Феде-рации. Улучшение демографических показателей в республике - основных кри-териев качества жизни - свидетельствует об уровне социально-экономического развития и является результатом последовательно проводимой политики, на-правленной на охрану здоровья населения. Приблизились к европейскому уров-ню показатели младенческой и перинатальной смертности (8,8 и 9,0 на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми соответственно). В результате реализации ря-да целевых программ в 2,2 раза снизилась смертность от гипертонической бо-лезни, на 22,3% - первичный выход на инвалидность вследствие болезней орга-нов кровообращения. Смертность от туберкулеза за последние три года умень-шилась до 12,6 на 100 тыс. населения и остается ниже таковой по Российской Федерации в 1,7 раза. На 21% сократилось число острых осложнений сахарного диабета, на 7,7% - первичный выход на инвалидность от данного заболевания. Полноценный охват населения профилактическими прививками (95% и более) позволил создать адекватную толерантность к основным группам вакци-ноуправляемых болезней. Из 47 инфекционных заболеваний, регистрируемых официальной статистикой, 34 в Чувашской Республике отсутствуют или сохра-няются на уровне ниже чем по Российской Федерации. Вместе с тем в состоянии здоровья жителей Чувашской Республики, как и Российской Федерации в целом, сохраняются тенденции роста распространенно-сти хронических неинфекционных заболеваний. Увеличивается число лиц, стра-дающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, он-копатологией, а также нарушениями функций щитовидной железы, связанными с эндемичностью территории республики по дефициту йода. Общими для всей этой группы болезней является их обусловленность такими «немедицинскими» факторами как характер питания, состояние окружающей среды, образ жизни. Многие хронические недуги взрослых формируются и имеют свое начало в детском возрасте. Результаты проведенного в 2002 году всестороннего обсле-дования детей показали, что частота функциональных нарушений здоровья в различные возрастные периоды достигает 60-70%. Вызывает тревогу растущая среди молодежи гиподинамия, распространение наркомании, алкоголизма, ин-фекций, передаваемых половым путем. Отмечается ухудшение репродуктивного здоровья, что обусловливает риск нарушения развития организма ребенка в дородовом и перинатальном пе-риодах и определяет качество жизни и здоровья в будущем. Преимущества профилактического подхода в вопросах охраны здоровья очевидны, финансовые затраты на осуществление программ предупреждения за-болеваний и социально негативных факторов, приводящих к их развитию, неиз-меримо ниже затрат на лечебную помощь и лекарственное обеспечение, соци-альную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов. В соответствии со сформированными Всемирной организацией здраво-охранения (ВОЗ) концепциями одним из приоритетных направлений социально-экономической политики является не только формирование, сохранение и укре-пление здоровья человека, но и установка на оздоровление среды его обитания и, как следствие этого, обеспечение здорового образа жизни. Концепция охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004- 2010 годы (далее - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Чу-вашской Республики от 19 февраля 2004 г. № 15 «Об организации движения «Чувашия - здоровый регион», Послания Президента Н.В.Федорова Государст-венному Совету Чувашской Республики «Путь к благополучию - через духов-ность и здоровый образ жизни» (2004 год). Целями формирования и реализации Концепции являются: создание основ устойчивого экономического и духовного развития Чува-шии, обеспечения высокого качества жизни, укрепления и развития гeнофонда нации; обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как ос-новной задачи государственной социальной политики по обеспечению стабиль-ности и благополучия общества; ориентация общества на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, бла-гополучие семьи, профессиональное долголетие, активную старость. Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области oxpaны, укрепления и восстановления здоровья населения, предусмат-ривающих объединение усилий законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собст-венности и самих граждан. II. Задачи Концепции Основными задачами Концепции являются: обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, быта и отды-ха населения, охраны окружающей среды; создание условий для формирования физически, духовно и нравственно гармоничной личности за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов, укрепления связей с историческим прошлым и культурным наследием нации; развитие и сохранение трудового потенциала республики, реализация че-ловеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия; увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания ре-зервов здоровья и использования здоровьесберегающих технологий, в первую очередь - в трудоспособном и детском возрасте. III. Основные принципы реализации Концепции Основными принципами реализации Концепции являются: межведомственный и межсекторальный подход к организации оздорови-тельных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения республики в целом, так и специфических особенностей различных территорий, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп; ответственность и консолидация действий органов законодательной и ис-полнительной власти всех уровней, организаций, граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека; справедливость и солидарность в вопросах охраны здоровья; единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений; приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общест-венного здравоохранения; ответственное отношение каждого человека к своему здоровью и здоро-вью своих близких; единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых. IV. Детерминанты (факторы), определяющие здоровье, и стратегии взаимодействия Успех государственной политики в области охраны и укрепления здоро-вья зависит от влияния на управляемые факторы, воздействующие на его со-стояние, и предусматривает сочетание общих мер по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправ-ленными мероприятиями в отдельных группах. Современная социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее значимых детерминант, оказывающих влияние как на жизнь отдельных людей и семьи, так и общества в целом. IV.1. Социально-экономические условия Уровень социально-экономического развития региона является важней-шим определяющим фактором здоровья. Реализация Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы (Указ Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 г. № 61) и мероприятий Территориальной комплексной схемы градостроительного плани-рования территории Чувашской Республики (Указ Президента Чувашской Рес-публики от 30 января 2004 г. № 9), принимаемые меры по обеспечению образо-вания, трудовой занятости, повышению доступности современного жилья, гази-фикации и благоустройству населенных пунктов определяют основы для дости-жения в республике более высокого уровня качества жизни и здоровья. За последние годы в республике происходит относительная стабилизация удельного веса трудоспособного населения. По данным Всероссийской переписи населения на 9 октября 2002 г. доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения Чувашии с 1989 года уменьшилась до 19,8%, детей - до 19,9%. Вместе с тем на селе доля лиц в возрасте 55-60 лет и старше в 1,7 раза выше чем в городской местности, что, наряду с особенностями жизни и труда, определяет специфику мероприятий по сохранению здоровья сельских жителей. Социальным факторам принадлежит ведущая роль среди немедицинских причин потери здоровья и смерти, в основе которых лежат различные виды хи-мической зависимости: табакокурение, алкоголизм, нарко- и токсикомания. 45% населения республики является активными курильщиками, вовлекая в про-цесс “пассивного” курения семьи и окружающих. Доказано, что одним из веду-щих факторов возникновения многих серьезных заболеваний является курение. Больше половины курильщиков умирает в трудоспособном возрасте (14% смер-тей от всех случаев ежегодно). Экономические потери от табакокурения связаны с затратами на лечение и выплату компенсаций в связи с инвалидностью, сниже-нием производительности труда. Огромные потери происходят от небрежности при курении (лесные, бытовые пожары, ожоги и т.д.). На начало 2004 года под наблюдением наркологической службы Чуваш-ской Республики состояло 1860 лиц, потребляющих наркотические вещества. Растет употребление синтетических форм наркотиков, к которым относится ге-роин. В 2003 году потребление алкоголя на душу населения составило в Чуваш-ской Республике 14,03 литра (по Российской Федерации - 14,2); число лиц, стра-дающих алкоголизмом, превысило 25 тысяч. На долю смертей в состоянии алко-гольного опьянения приходится более 56%. Среди пьющих существенно выше распространенность курения, туберкулеза, достоверно хуже материальное поло-жение. Низкий контакт пьющих лиц с медицинскими учреждениями, обусловли-вает, как правило, несвоевременное получение медицинской помощи. Существенное медико-социальное значение имеют заболевания, в разви-тии которых определяющая роль принадлежит социальным факторам риска. Не-благоприятную тенденцию роста имеет заболеваемость туберкулезом лиц моло-дого возраста. Растет число ВИЧ-инфицированных женщин, доля которых уве-личилась с 19,2% в 2000 году до 42,2% в 2003 году, что обусловлено перерас-пределением факторов риска заражения в сторону увеличения заразившихся по-ловым путем. От ВИЧ-инфицированных матерей за последние три года в рес-публике родилось 22 ребенка. С ростом урбанизации и технического прогресса все большую значимость приобретает проблема травматизма, имеющая стойкую тенденцию к росту и рас-пространенности, социальная значимость которой определяется высоким уров-нем смертности и инвалидности, экономическая - прямыми и косвенными поте-рями трудового потенциала республики. Ежегодно регистрируется более 125 тыс. травм, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, нарушения-ми техники безопасности труда на производстве и в быту, актами насилия. В структуре травм основную часть составляют бытовые и уличные, удель-ный вес которых не менее 60% от общего числа. На третьем месте у взрослых стоят травмы, полученные на производстве, у детей - в школе. «Эпидемия смертей» на дорогах ежедневно уносит по крайне мере 1 жи-теля республики. Дорожно-транспортному травматизму отводится абсолютный приоритет по социально-экономическим последствиям: ущерб в связи травмами и гибелью на дорогах только в 2003 году составил более 1 млрд. рублей. Между тем сократить число смертельных исходов от травм значительно реальнее, чем от болезней кровообращения и злокачественных новообразований, необходимо только серьезно заняться культурой и грамотностью населения в вопросах безо-пасности движения на дорогах. Стратегия улучшения социально-экономических условий жизни: реализация комплекса социально-экономических мероприятий по разви-тию региона; обеспечение доступности современного и качественного жилья; обеспечение трудовой занятости; формирование гибкой, учитывающей интересы семьи и индивида, практики трудоустройства; создание адаптирован-ных рабочих мест для различных категорий населения (подростков, инвалидов, пожилых и т.д.); создание условий для укрепления потенциала здоровья людей старшего возраста, активного трудового долголетия и участия в общественной жизни; развитие различных форм социальной поддержки людей, направленной на сохранение самостоятельности пожилых и поощрение солидарности между по-колениями; совершенствование системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики социально обусловленных заболеваний; расшире-ние сети кабинетов (центров) консультирования по проблемам социально обусловленных заболеваний за пределами медицинских учреждений, предостав-ление средствами массовой информации площадей для размещения социальной рекламы их профилактики и лечения; разработка и реализация действенных государственных мер по преодоле-нию табакокурения, нарко- и токсикомании, алкоголизации населения; внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики различных видов химической зависимости (табакокурение, нарко- и токсикома-ния, алкоголизм), реабилитации и ресоциализации зависимых, в том числе с ис-пользованием методов традиционной медицины; организация разноуровневых образовательных программ безопасности жизнедеятельности; обеспечение безопасности на дорогах, развитие, реконструкция и благоус-тройство автодорог, ужесточение мер, пресекающих нахождение за рулем в со-стоянии алкогольного опьянения и превышение скорости. IV.2. Состояние окружающей среды По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в среднем до 20% всех заболеваний обусловлено воздействием факторов окру-жающей среды. По данным социально-гигиенического мониторинга в Чувашской Респуб-лике в последнее десятилетие обеспечены стабилизация и улучшение ряда важ-нейших показателей природной среды обитания человека. Стабилизировался объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Наблюдается снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния промышленных предприятий, на автома-гистралях и в зоне жилой застройки по содержанию пыли, окиси углерода. При-нимаются определенные меры по обеспечению населения республики доброка-чественной питьевой водой. В последние годы значительно уменьшилось за-грязнение пищевых продуктов тяжелыми металлами и пестицидами. Вместе с тем состояние внешней среды требует принятия дополнительных мер по ее оздоровлению. На фоне положительной в целом по республике дина-мики снижения уровня загрязнения атмосферы показатель обеспеченности ста-ционарных источников выбросов загрязняющих веществ газопылеулавливаю-щими установками составляет лишь 25%. Недостаточно проводится работа по организации санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, сооружений и иных объектов. В настоящее время по данным центров госсанэпиднадзора в районах и городах республики на территории санитарно-защитных зон предприятий проживает около 11200 чело-век, находятся детские и подростковые учреждения, коллективные сады и ого-роды. Наблюдается тенденция увеличения численности населения, проживаю-щего в зоне неблагоприятного влияния акустического шума (более 47 тыс. чело-век на начало 2004 года). В последние три года возрос удельный вес проб почвы, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, свидетельст-вующий о высокой степени биологического загрязнения. На отдельных террито-риях Чувашской Республики не принимаются достаточные меры по утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе токсических, что способствует накопле-нию в почве потенциально опасных для человека химических и биологических веществ. В большинстве городов и районов в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии содержатся полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. Проблема усугубляется стихийным возникновением несанкциониро-ванных свалок, на которых отсутствует система защиты от загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод. Из более чем 1960 тысяч тонн твердых и жид-ких промышленных отходов использовано в производстве 16,2% и обезврежено лишь 4,6%. Вызывает тревогу загрязнение питьевой воды химическими веществами, что связано с высоким уровнем содержания в поверхностных источниках водо-снабжения (реки Волга, Сура), а также артезианских скважинах веществ при-родного происхождения. За последние два года доля неудовлетворительных проб воды в водопроводной сети по санитарно-химическим показателям возрос-ла с 6,9% до 13,8%. По данным Чувашского республиканского центра по гидро-метеорологии и мониторингу окружающей среды вода Чебоксарского водохра-нилища в створе выше г. Чебоксары относится к II классу чистых вод. Причина-ми ухудшения качества воды является не только загрязнение источников водо-снабжения, но и вторичное загрязнение из-за неудовлетворительного санитарно-технического состояния и изношенности водоразводящих сетей, которая состав-ляет от 30 до 90%. Актуальным остается вопрос обеспечения безопасности продуктов пита-ния. Наиболее опасной в микробиологическом отношении является продукция из овощей (11,45% проб в 2003 году не отвечали гигиеническим требованиям), жировые растительные продукты (10,1%), молоко и молочные продукты (7,2%). Среди биологических факторов загрязнения преобладают бактерии, вирусы, па-разиты. Опасность для здоровья представляют также случайные химические за-грязнения и фальсификация продуктов питания. Чувашия относится к региону с хроническим дефицитом йода в воде, поч-ве, воздухе, продуктах питания местного происхождения, который нуждается в соответствующей коррекции. Дисбалансу тиреоидных гормонов матери в период беременности отводится ведущая роль в нарушении психоневрологического на-рушения детей. В раннем возрасте они являются ведущими факторами, обеспе-чивающими физическое, интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка. Стратегия улучшения природной среды обитания: обеспечение населения питьевой водой, безопасной в эпидемическом от-ношении, безвредной по химическому составу, благоприятной по органолепти-ческим свойствам; сокращение объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих ве-ществ от предприятий и автотранспорта, снижение воздействия химических ве-ществ на здоровье населения; отселение населения, проживающего в санитарно-защитных зонах про-мышленных предприятий и иных объектов; снижение техногенной нагрузки на окружающую природную среду отхо-дами производства и потребления, накопления в почве потенциально опасных для человека химических и биологических веществ; повышение благоустройства, озеленения, санитарного состояния населен-ных пунктов республики, создание зон культурного отдыха; создание действенного контроля за безопасностью потребляемых продук-тов; разработка и внедрение новых технологий производства, насыщение по-требительского рынка пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами, в том числе йодом; широкая социальная реклама профилак-тики йоддефицитных состояний. IV.3. Состояние производственной среды Одним из важнейших условий сохранения здоровья населения является безопасная производственная и трудовая среда, производственная культура. Со-хранение здоровья работающего населения это не только предпосылки для вы-сокой производительности труда и, следовательно, повышения благосостояния, но и залог прогрессивного социально-экономического развития республики. На долю экономически активного населения приходится более 60% общей численности жителей республики. Созданная в республике система обучения по охране труда привела к устойчивому снижению производственного травматизма: за последние пять лет число пострадавших на производстве сократилось с 1181 до 650 человек (в 1,8 раза). Вместе с тем уровень профессиональной заболеваемости за аналогичный период увеличился до 2,4 на 10 тысяч работающих. Удельный вес лиц, рабо-тающих во вредных и опасных условиях труда в промышленности, составляет свыше 38%. В структуре профбольных растет доля лиц с двумя и более диагнозами (в 2002 году - 47,2%, 2003 году -53,3%). Чаще профессиональные заболевания выявляются среди механизаторов, удельный вес которых в общем числе боль-ных составил 22,4%, животноводов и доярок (21,5%). Сохранению актуальности проблемы производственного травматизма и профессиональных заболеваний способствует применение устаревших техноло-гий, недостаточное обеспечение работающих средствами индивидуальной защи-ты. Необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование системы про-филактических медицинских осмотров с целью активного выявления нарушений состояния здоровья; медицинских осмотров при приеме на работу, особенно лиц, выполняющих работу во вредных и тяжелых условиях труда; совершенствова-ние обучения и информационной деятельности в области охраны труда. Стратегия улучшения производственной среды: создание производственной культуры, способствующей производительной индивидуальной и коллективной работе, зон безопасной производственной среды; усиление контроля за соблюдением требований безопасности на предпри-ятиях промышленности, строительства, сельского хозяйства; развитие психологической и психотерапевтической помощи для категории работающих, испытывающих профессиональный стресс и повышенные психо-эмоциональные нагрузки; создание «Национального регистра» по профессиональной заболеваемо-сти, травматизму и инвалидности; разработка республиканской программы «Здоровье работающего населе-ния»; разработка Республиканской программы улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике. IV.4. Образ жизни Формирование здорового образа жизни путем создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, повышения уровня культурных и гигие-нических навыков (рациональное питание, физическая активность, режим труда и отдыха, благоприятный психологический и семейный климат), позволяющих сохранить и укреплять здоровье, является основополагающим направлением на-стоящей Концепции. По предложенной Всемирной организацией здравоохране-ния (ВОЗ) формуле вклад этой детерминанты в состояние здоровья достигает 55%. В Чувашии культивируется 62 вида спорта, наиболее массовыми из ко-торых являются легкая атлетика, лыжный спорт, футбол. По данным государст-венной статистической отчетности систематически физической культурой и спортом занимаются 33% активного (в возрасте от 6 до 60 лет) населения рес-публики (или 18,4% от общего населения), 58% учащихся активно занимаются различными видами спорта. Питанию с древних времен придавалось большое значение. Еще Гиппо-крат говорил: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болен». Монито-ринг питания населения республики позволяет констатировать положительную тенденцию, связанную с повышением потребления овощей, фруктов, ягод, яиц, масла растительного как источников витаминов и микроэлементов. В то же вре-мя остается высоким уровень потребления пищевых продуктов, содержащих уг-леводы (картофель, хлеб и хлебопродукты). Предпочтение отдается продукции, содержащей насыщенные жирные кислоты, являющиеся основным фактором развития большинства хронических неинфекционных заболеваний. В последние годы значительно возросли производство и оборот биологи-чески активных добавок к пище, способствующих ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, улучшению функционального состояния органов и систем организма человека, а также снижению риска возникновения ряда заболеваний. Вместе с тем только в прошлом году в республике выявлено более 130 наруше-ний санитарных требований к производству, реализации и хранению биологиче-ски активных добавок. Основной проблемой школьного питания является его востребованность и привлекательность, что напрямую связано с качеством приготовления пищи, технологиями организации питания и его стоимости. Опыт организации «швед-ских столов» с дополнительным введением витаминов продемонстрировал ре-альную возможность профилактического воздействия на группу заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, которая уменьшилась за последние три года на 18,6%. Необходимо дальнейшее внедрение подобных технологий в обра-зовательных учреждениях. Отдельную проблему сегодня представляет широко распространенная прак-тика самолечения, которая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) оп-ределена как использование человеком лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомов, распознанных им самим. Однако по оценкам специалистов ситуация с неоправданным употреблением лекарственных средств давно вышла из-под контроля и составляет реальную угрозу национальной безопасности. Социаль-ные исследования, проведенные среди населения, показали, что около 90% при-нимают лекарства по собственному усмотрению. Между тем в лекарственных средствах находится около 4000 мутагенов и терратогенов. Каждый третий но-ворожденный с хромосомными нарушениями или пороками развития является жертвой медикаментов. Прием лекарственных препаратов без квалифицирован-ного контроля нельзя считать самолечением и следует рассматривать как совер-шенно недопустимое явление, требующее повышения уровня культуры населе-ния по применению лекарственных средств. Стратегия формирования здорового образа жизни: популяризация здорового образа жизни через проведение физкультурно-спортивных мероприятий и их широкое освещение в средствах массовой инфор-мации; обеспечение доступности большинству населения спортивно-оздоровительных учреждений, активизация работы по созданию физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов на предприятиях, в организациях, учебных заве-дениях, микрорайонах; реализация информационно-обучающих программ, направленных на фор-мирование у человека ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, с широким использованием средств массовой информации и созданием центров консультирования по вопросам правильного питания, адекватной физической активности и т.д.; организация производства и продажи экологически чистых и обогащен-ных биологически ценными ингредиентами продуктов питания, полезных для здоровья, на предприятиях пищевой промышленности республики, обеспечение их рекламы, продвижения в торговую сеть; улучшение качества питания организованных детей дошкольного и школьного возраста, внедрение новых технологий производства, форм и методов питания в школьных и дошкольных учреждениях; внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и технологий обучения здоровью в дошкольных, школьных, средних специаль-ных и высших образовательных учреждениях; организация контроля за рациональным контролируемым потреблением лекарственных препаратов, внедрение принципов ответственного самолечения. IV.5. Развитие профилактической направленности медико-санитарной помощи Во многих развитых государствах ведущую роль в секторе здравоохране-ния занимает первичная медико-санитарная помощь. В качестве центрального звена выступает институт семейной медицины, который не только предоставляет широкий спектр медицинских услуг, но и оказывает социальные виды помощи (койки сестринского ухода, школы активного долголетия, хосписы и др.). Это первый уровень контакта отдельных лиц, семьи, общины с системой здраво-охранения, максимально приближенный к месту жительства и работы. В 2003 году число офисов врачей семейной практики в республике дове-дено до 200, при этом 135 из них работают в сельской местности. Социальная эффективность этой формы организации работы первичного звена является убе-дительным доказательством правильности выбранной стратегии. Приблизилась к пациенту квалифицированная медицинская помощь, обеспечен комплексный подход к состоянию здоровья каждого конкретного человека, что привело к снижению первичного выхода на инвалидность среди сельского населения на 46,5%. Результаты социологического опроса свидетельствуют о росте удовле-творенности населения системой медицинского обслуживания. На повышение эффективности работы сектора здравоохранения направ-лены мероприятия Стратегического плана реструктуризации системы предос-тавления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 годы (по-становление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. № 95), предусматривающие рациональное и эффективное использование ресур-сов, внедрение инновационных технологий профилактики, ранней диагностики и лечения заболеваний. Оказание специализированной и качественной медицинской помощи предполагает развитие ее высокотехнологичных видов. За последние 10 лет в республике введены в строй 12 современных лечебных и диагностических учре-ждений, которые позволили существенно повысить качество оказания медицин-ской помощи. Дальнейшая перспектива развития связана с внедрением малоин-вазивных вмешательств, операций с использованием микроскопической техники и телемедицины. Стратегия развития профилактической направленности медико-санитарной помощи: развитие института врачей общей практики; организация сети школ здоровья для пациентов («Школа бронхиальной астмы», «Школа артериальной гипертензии», «Школа сахарного диабета» и др.); расширение сети реабилитационных центров по восстановлению здоровья и трудоспособности; проведение профилактических и целевых осмотров для раннего выявле-ния заболеваний и факторов риска их возникновения; развитие высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи; развитие различных методов и технологий фитотерапии, организация про-изводства фитопрепаратов на основе природного лекарственного сырья, произ-растающего на территории республики; вовлечение в процесс оздоровления всего населения, реализация движе-ния «Здоровые города, районы, поселки». V. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Концепции Реализация настоящей Концепции позволит улучшить состояние здоровья населения, стабилизировать демографическую ситуацию, создать основы устой-чивого экономического и духовного развития Чувашии, продлить период актив-ного долголетия, повысить качество жизни и социальную удовлетворенность на-селения. В результате реализации программ и мероприятий, предусмотренных Концепцией, прогнозируются к 2010 году: стабилизация младенческой и материнской смертности на уровне не выше 9 промилле; снижение смертности от травматизма (дорожно-транспортного, бытового) на 5%; снижение уровня загрязнения окружающей среды по основным показате-лям на 10%; рост числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, до 25% среди всего населения, до 40% - среди активного; снижение числа курящих среди населения на 10%; сокращение смертности от отравления суррогатами алкоголя на 20%, уровня алкогольных психозов на 20%, среди детей - до 0. Комплексное и эффективное воздействие на наиболее важные, определен-ные в настоящей Концепции, детерминанты здоровья может привести к увели-чению средней продолжительности жизни мужчин на 8-9,5 лет, женщин - на 4,5 года. Дата размещения 21.06.2004
Указ
65
18 июня 2004 года
23 июня 2004 года
Поделиться