С этого года в России вводится электронная трудовая книжка
28-го января в ходе выездного приёма граждан рабочей группой Отделения Пенсионного фонда России по Чувашской Республике в малом зале алатырской администрации состоялся семинар-совещание с директорами школ и заведующими детских садов. Заместитель управляющего Отделения ПФР Ирина Коннова доложила собравшимся о переходе на ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
С 1-го января 2020-го года Федеральными законами от 16-го декабря 2019-го года №439-Ф3 и №436-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном ) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
С 2020-го года работодатели представляют в Пенсионный фонд электронные сведения о трудовой деятельности сотрудников для хранения в информационных ресурсах ПФР. Сведения о трудовой деятельности представляются только при наличии кадровых мероприятий (приём, перевод, увольнение), либо в случае подачи работником заявления о выборе формата ведения трудовой книжки.
Сведения о трудовой деятельности отражаются в индивидуальном лицевом счёте в системе персонифицированного учёта Пенсионного фонда в разделе «Сведения о трудовой деятельности».
С 1-го января 2020-го года работодатели представляют сведения ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным, в случаях приёма на работу, увольнения, перевода на другую должность, подачи работником заявления о выбранной форме трудовой книжки.
С 1-го января 2021-го года по фактам приёма на работу и увольнения с работы сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днём издания соответствующего приказа (распоряжения).
В целях реализации нововведений закон предусматривает осуществление работодателями в течение 2020-го года следующих мероприятий:
1) принятие или изменение локальных нормативных актов (при необходимости) с учётом мнения профсоюза (при его наличии);
2) подготовка и обсуждение с уполномоченными представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры;
3) обеспечение технической готовности к представлению сведений в порядке, установленном законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учёте, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации;
4) уведомление по 30-ое июня 2020-го года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, а также о его праве путём подачи письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением сведений о трудовой деятельности.
Заявление подаётся работником работодателю по 31-ое декабря 2020-го года включительно. Работникам, выбравшим предоставление сведений о трудовой деятельности, работодатель выдаёт трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за её ведение и хранение. При выдаче в трудовую книжку вносится запись о поданном заявлении. На работников, пожелавших сохранить трудовую книжку, параллельно с представлением сведений ведётся бумажный документ.
При поступлении на работу работодателю предъявляются сведения, о трудовой деятельности в бумалшом или электронном виде вместе с трудовой книжкой или взамен её. Для всех работающих граждан сохранена возможность продолжить ведение бумажной трудовой книжки. Отказ от бумажного документа осуществляется только по заявлению работника. На лиц, впервые поступающих на работу после 31-го декабря 2020-го года, формируются электронные сведения о трудовой деятельности, а трудовые книжки не оформляются.
Просмотреть сведения электронной трудовой книжки можно в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР или на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
На бумажном носителе или в форме электронного документа сведения предоставят:
- клиентская служба Пенсионного фонда России;
- нынешний или бывший работодатель (в отношении периодов работы у данного работодателя) в срок не позднее трёх рабочих дней со дня подачи работником заявления лично или направления на электронную почту работодателя. Также сведения выдаются при увольнении сотрудника.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде в МФЦ.
Преимущества введения электронных сведений о трудовой деятельности:
- удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности;
- возможность контролировать правильность внесения сведений работодателем;
- исключение рисков потери сведений и необходимости восстановления данных о трудовом стаже;
- дополнительные возможности для дистанционного трудоустройства и работы в удалённом режиме;
- использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг;
- исключение ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности;
- снижение затрат на приобретение, ведение и хранение бумалшых трудовых книжек;
- возможность аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов;
- дополнительные рычаги в борьбе с неформальной занятостью;
- высокий уровень безопасности и сохранности данных.
В завершении семинара-совещания на все вопросы были даны ответы. В дальнейшем приём граждан был проведён в межрайонном Управлении ПФР в городе Алатыре.