75 лет назад, 23 февраля 1945 года, уроженцу Алатыря П.Г. Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза

75 лет назад, 23 февраля 1945 года, уроженцу Алатыря П.Г. Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза

 Пётр Григорьевич Макаров - один из 14-ти Героев Советского Союза, уроженцев Алатыря. Он ушёл из жизни в августе 2006-го года.

 Это высокое звание Петру Григорьевичу было присвоено 23-го февраля 1945-го года с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В наградном листе значилось - «За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками».

 В 1942-ом году сержант, командир экипажа Макаров был зачислен в состав 61-го Краснознамённого штурмового полка. К тому времени он имел навыки лётчика бомбардировочной авиации и штурмана самого мощного в годы Великой Отечественной войны самолёта - ИЛ-2. Первые боевые вылеты наш земляк совершил в августе того же года. Почти без прикрытия под ураганным огнём противника он успешно бомбил вражеские переправы через Дон.

 Спустя несколько месяцев, 25-го декабря, Пётр Макаров вылетел в паре с командиром звена лейтенантом Бойко на разведку. Позади осталась линия обороны Воронежского фронта. По имеющимся данным, в этом районе не должно было быть вражеских аэродромов. Но внезапно наши «ИЛы» атаковали немецкие истребители. Машина Макарова загорелась. Огонь был уже очень близко, но лётчик сумел перетянуть через линию фронта и посадить самолёт на нейтральной полосе.

 Превозмогая боль в обожжённых ногах, он выбрался из кабины. Буквально секунды спустя взорвались бензобаки... Его нашли и спасли пехотинцы, отправили в санбат. А через месяц-другой Макаров вновь был за штурвалом боевой машины. Его ранило ещё три раза, но «везучий» лётчик вновь и вновь возвращался в родной полк.

 В 1944-ом году эскадрилью, где служил Пётр Макаров, перебросили в Карпаты. Здесь даже опытным лётчикам пришлось нелегко: летать среди гор и перевалов оказалось не так уж просто. Но командование именно на авиацию возлагала большие надежды, так как по такой местности нельзя широко использовать танки и самоходные орудия.

 Не прошло и двух месяцев, как Макаров стал смело и ловко водить свой истребитель по горам и ущельям Закарпатья. Он вылетал на разведку при любой погоде. Однажды в условиях низкой облачности в районе Кабаровце на Львовском направлении противник готовился к контратаке. День стоял дождливый, и немцы не боялись налётов наших «соколов». Но в тот момент, когда подвозились боеприпасы и подтягивались танки, над вражескими позициями появилась семерка «ИЛов» под командованием Макарова. Отлично отбомбившись, лётчики нанесли непоправимый урон фашистам, и контратака была сорвана.

 В 1944-ом году его назначают заместителем, затем командиром авиаэскадрильи. Возросла ответственность. Ведь от его действий зависели как успех выполнения боевого задания, так и жизни товарищей. Его фронтовые друзья позже вспоминали, как капитан Макаров, увидев, что одна из машин села на территории, занятой немцами, рискнул собой - приземлился и взял лётчика и воздушного стрелка, сумел поднять в воздух самолёт и дотянуть до своего аэродрома...

 Командир штурмовой эскадрильи капитан Пётр Макаров провёл на фронте 1004 дня, совершил 178 боевых вылетов. Его война началась под Воронежем, а закончилась в Чехословакии. Бесстрашный лётчик бил немцев на Дону, под Орлом, Киевом, Львовом, защищал Сталинград и Курск, стал подлинным героем Карпат.

 За мужество и героизм П.Г. Макаров награждён орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны I степени, тремя орденами Боевого Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1945-го года Петру Григорьевичу Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза.



22 февраля 2020
11:00
75-лет Великой Победе
Поделиться