75 лет назад, 23 февраля 1945 года, уроженцу Алатыря П.Г. Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза
Пётр Григорьевич Макаров - один из 14-ти Героев Советского Союза, уроженцев Алатыря. Он ушёл из жизни в августе 2006-го года.
Это высокое звание Петру Григорьевичу было присвоено 23-го февраля 1945-го года с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В наградном листе значилось - «За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками».
В 1942-ом году сержант, командир экипажа Макаров был зачислен в состав 61-го Краснознамённого штурмового полка. К тому времени он имел навыки лётчика бомбардировочной авиации и штурмана самого мощного в годы Великой Отечественной войны самолёта - ИЛ-2. Первые боевые вылеты наш земляк совершил в августе того же года. Почти без прикрытия под ураганным огнём противника он успешно бомбил вражеские переправы через Дон.
Спустя несколько месяцев, 25-го декабря, Пётр Макаров вылетел в паре с командиром звена лейтенантом Бойко на разведку. Позади осталась линия обороны Воронежского фронта. По имеющимся данным, в этом районе не должно было быть вражеских аэродромов. Но внезапно наши «ИЛы» атаковали немецкие истребители. Машина Макарова загорелась. Огонь был уже очень близко, но лётчик сумел перетянуть через линию фронта и посадить самолёт на нейтральной полосе.
Превозмогая боль в обожжённых ногах, он выбрался из кабины. Буквально секунды спустя взорвались бензобаки... Его нашли и спасли пехотинцы, отправили в санбат. А через месяц-другой Макаров вновь был за штурвалом боевой машины. Его ранило ещё три раза, но «везучий» лётчик вновь и вновь возвращался в родной полк.
В 1944-ом году эскадрилью, где служил Пётр Макаров, перебросили в Карпаты. Здесь даже опытным лётчикам пришлось нелегко: летать среди гор и перевалов оказалось не так уж просто. Но командование именно на авиацию возлагала большие надежды, так как по такой местности нельзя широко использовать танки и самоходные орудия.
Не прошло и двух месяцев, как Макаров стал смело и ловко водить свой истребитель по горам и ущельям Закарпатья. Он вылетал на разведку при любой погоде. Однажды в условиях низкой облачности в районе Кабаровце на Львовском направлении противник готовился к контратаке. День стоял дождливый, и немцы не боялись налётов наших «соколов». Но в тот момент, когда подвозились боеприпасы и подтягивались танки, над вражескими позициями появилась семерка «ИЛов» под командованием Макарова. Отлично отбомбившись, лётчики нанесли непоправимый урон фашистам, и контратака была сорвана.
В 1944-ом году его назначают заместителем, затем командиром авиаэскадрильи. Возросла ответственность. Ведь от его действий зависели как успех выполнения боевого задания, так и жизни товарищей. Его фронтовые друзья позже вспоминали, как капитан Макаров, увидев, что одна из машин села на территории, занятой немцами, рискнул собой - приземлился и взял лётчика и воздушного стрелка, сумел поднять в воздух самолёт и дотянуть до своего аэродрома...
Командир штурмовой эскадрильи капитан Пётр Макаров провёл на фронте 1004 дня, совершил 178 боевых вылетов. Его война началась под Воронежем, а закончилась в Чехословакии. Бесстрашный лётчик бил немцев на Дону, под Орлом, Киевом, Львовом, защищал Сталинград и Курск, стал подлинным героем Карпат.
За мужество и героизм П.Г. Макаров награждён орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны I степени, тремя орденами Боевого Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1945-го года Петру Григорьевичу Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза.