Рациональное поведение потребителя

Рациональное поведение потребителя

 В 2020-ом году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечёт за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

 В связи с этим, 15-го марта 2020-го года Всемирный день прав потребителей пройдёт под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»).

 Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

 Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.

 Этапы рационального поведения потребителя:

 - осознание необходимости покупки;

 - поиск информации о товаре или услуге;

 - оценка возможных вариантов покупки;

 - принятие решения.

 Теория потребительского поведения.

 Она считает рациональными потребителями тех людей, которые обладают индивидуальной шкалой предпочтения и действуют в её рамках при ограниченном доходе. Такой человек старается достичь максимальной степени удовлетворения. И рационализм в данном случае состоит в том, чтобы получить наибольшую полезность при ограниченном доходе. Но в основе потребительского выбора всегда находится желание человека удовлетворить ту или иную свою потребность.

 Для того чтобы можно было сказать, что человек является рациональным покупателем и имеет соответствующее поведение, он должен принимать решения и осуществлять действия, что приняты на основе выбора при сравнении вариантов и учитывают множество различных факторов. Всё это делается для того, чтобы найти выгодное и целесообразное предложение для себя.

 Полезность.

 Полезность – это определённая степень удовлетворения, которая обеспечивается потреблением определённого блага. Причём чем его больше, тем меньшим будет эффект. С этой точки зрения интерес представляет предельная полезность какой-то продукции. Так, если употреблять товар в большом количестве, то со временем он не будет удовлетворять человека. Но после определённого времени он восстановит свои свойства. О том, как лучше распределять свои средства для полноценного удовлетворения существующих потребностей при наличии ограниченных ресурсов, говорит теория предельной полезности. Следует отметить, что параметры при расчёте представляют интерес только в рамках субъективных человеческих потребностей. Иными словами – для каждого отдельного индивида будет свой товар в определённом количестве. В качестве примера можно взять голодного человека и тарелку супа. Наибольшую пользу будет иметь первая порция еды. Меньшую полезность будет иметь вторая тарелка супа. От третьей он уже может отказаться, поскольку насытится.

 Быть рациональным потребителем – в интересах каждого человека. Но увы, из-за ряда особенностей такое является реальностью не всегда. В качестве подтверждения можно рассмотреть упомянутый ранее эффект подражания. Давайте рассмотрим такой пример: каждый человек должен хорошо питаться. Тогда его организм сможет полноценно выполнять свои функции и будет более устойчив к различным болезням, нагрузкам, стрессам и так далее. Но сейчас можно часто наблюдать ситуацию, когда человек принимает решение о приобретении «статусной» вещи, в результате чего у него возникает тяжёлая финансовая ситуация. Причём она может достигать такого уровня, что придётся значительно экономить на еде, что приведёт к различным тяжёлым последствиям для здоровья.

 Получить консультацию по возникающим вопросам защиты прав потребителей вы можете лично в Консультационном пункте Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике в городе Шумерля», находящемся по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Щербакова, 9 или по телефону: 8 (83536) 2-99-18.



03 марта 2020
09:00
Поделиться