Заключение № 36 от 14.10.2019 года о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования государственного (муниципального) имущества, сдаваемого в аренду учреждениями культуры Чувашской Республики, за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года»
г.Алатырь 14.10.2019 года
Основание для проведения мероприятия: распоряжение № 46 от 04.09.2019 года Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики, распоряжение № 33 от 10.09.2019 года КСП города Алатыря.
Предмет мероприятия: эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности города Алатыря Чувашкой Республики.
Цель (цели) мероприятия:
- соблюдение порядка сдачи в аренду муниципального имущества учреждениями культуры города Алатыря; проверка правильности определения размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом учреждениями культуры;
- проверка своевременности поступления арендных платежей от арендаторов за пользование муниципальным имуществом;
- анализ дебиторской задолженности по договорам аренды, работы проводимой учреждениями по ее снижению и проведения претензионно – исковой работы.
Объекты мероприятия: учреждения культуры города Алатыря Чувашской Республики.
Исследуемый период: 2017-2018 годы, 6 месяцев 2019 года.
Сроки проведения мероприятия: с 10.09.2019 по 11.10.2019 года.
Результаты мероприятия:
- Анализ нормативно-правовых актов и иных распорядительных документов, регулирующих порядок сдачи в аренду муниципального имущества города Алатыря Чувашской Республики.
Правовое регулирование процедуры сдачи зданий и помещений в аренду осуществляется в рамках норм, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации. При этом статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации наделяет правом сдачи имущества в аренду его собственника, а также лиц, уполномоченных законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения городских округов.
В силу статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
- бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
- казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Аналогичные положения закреплены в федеральных законах от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Полномочия собственника от имени муниципального образования город Алатырь Чувашской Республики по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее – Отдел имущества).
Отдел имущества реализует свои полномочия в соответствии с законодательством Чувашской Республики, а также Уставом города Алатыря, Положением об отделе имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря.
Решением Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики от 04.03.2014 г. № 04/30-5 «О вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики» утверждено Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики, передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также в залог осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и нормативными правовыми актами города Алатыря. При этом Отдел имущества выступает от имени Муниципального образования город Алатырь Чувашской Республики при проведении торгов, а также при заключении договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, а также договора залога, за исключением случаев, передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования.
Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по решению администрации или отдела имущества в форме распоряжения в случае, если законодательством Российской Федерации допускается передача муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора безвозмездного пользования.
Согласно пункту 4.12 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Алатыря Чувашской Республики учреждения распоряжаются муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и нормативными правовыми актами города Алатыря.
Заключение договоров аренды имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных статьей 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
За объекты муниципальной собственности, переданные в аренду, взимается арендная плата, которая устанавливается в денежной форме и не включает плату за коммунальные услуги и налог на добавленную стоимость (НДС).
Порядок определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря Чувашской Республики, утвержден решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 "О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2014, от 28.10.2016 года).
Доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.
В ходе проведения экспертно – аналитического мероприятия Контрольно – счетной палатой города Алатыря Чувашской Республики были направлены письменные запросы по представлению информации в адрес отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики, отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики.
От отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря
получен ответ, что за проверяемый период было подготовлено 10 согласований по передаче муниципального имущества, находящегося на праве оперативного управления у учреждений культуры города Алатыря, в аренду и безвозмездное пользование третьим лицам. Сведения об арендаторах и взимаемой арендной плате в отделе имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря отсутствуют.
Отделом культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря представлена информация о сдаваемых в аренду помещениях учреждениями культуры ( таблица № 2).
Кроме того, были проведены встречные проверки в учреждениях культуры города Алатыря Чувашской Республики по вопросам соблюдения порядка сдачи в аренду муниципального имущества, своевременности поступления арендных платежей от арендаторов.
На основании данных, поступивших от вышеперечисленных отделов, Контрольно-счетной палатой проведен анализ, по результатам которого установлено следующее.
2. Соблюдение порядка сдачи в аренду муниципального имущества учреждениями культуры города Алатыря Чувашской Республики за 2017-2018 годы, за 6 месяцев 2019 года.
Согласно информации от 20.09.2019 года № 01-05-722-10, поступившей от отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики, за проверяемый период в адрес МАУ «Алатырский городской Дворец культуры» подготовлено 10 согласований по передаче муниципального имущества в аренду, по другим учреждениям культуры города Алатыря согласования на передачу муниципального имущества в аренду не выдавались.
Согласно информации МБУК «Алатырский городской архив» от 10.09.2019 года № 84 муниципальное имущество за проверяемый период в аренду не сдавалось.
Согласно информации МБУК «Алатырский краеведческий музей» от 10.09.2019 года № 34 муниципальное имущество за проверяемый период в аренду не сдавалось.
Согласно информации МБУК «Алатырская централизованная библиотечная система» от 10.09.2019 года № 35 муниципальное имущество за проверяемый период в аренду не сдавалось.
Согласно информации АУ «Алатырский городской парк культуры и отдыха» от 11.09.2019 года № б/н муниципальное имущество за проверяемый период в аренду не сдавалось.
По состоянию на 01.07.2019 года в МАУ «АГДК» действует 13 договоров аренды, в том числе:
сроком менее года – 2 договора, что составляет 15,4 % от общего количества заключенных договоров;
сроком более года - 11 договоров или 84,6 % от общего количества заключенных договоров.
По всем заключенным МАУ «АГДК» договорам аренды имеется согласование отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит обязательной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с части 1 статьи 51 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В нарушение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов из 11 договоров аренды, заключенных МАУ «АГДК» на срок более 1 года, не прошли государственную регистрацию 10 договоров.
3. Проверка правильности определения размера арендной платы за пользование имуществом учреждениями культуры города Алатыря за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года.
Порядок определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Алатыря Чувашской Республики, утвержден решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 25 апреля 2013 г. N 24/23-5 "О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Алатыря Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2014, от 28.10.2016 года).
Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями), по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Нарушение требований вышеуказанного закона при заключении договоров аренды на новый срок в МАУ «АГДК» выявлено по 2 договорам:
- с ООО «Надежда» (200,5 кв.м.) при заключении дополнительного соглашения № 2 от 01.08.2018 года к договору б/н от 31.07.2013 г. не проводилась оценка рыночной стоимости объекта, размер арендной платы на новый срок определяется исходя из размера арендной платы по предыдущему договору с применением среднегодового индекса потребительских цен;
- с ИП Семяхиным С.В. (42 кв.м.) при заключении дополнительного соглашения б/н от 22.06.2018 года к договору б/н от 23.06.2013 года не проводилась оценка рыночной стоимости объекта, размер арендной платы определяется исходя из размера арендной платы определенной на основании отчета № 4543 «Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы недвижимого имущества» от 14.12.2012 года с применением среднегодового индекса потребительских цен.
Размер арендной платы должен быть определен по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой именно на дату заключения договора аренды на новый срок, а не на иную дату (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 года № 9АП-11622/2014-АК по делу № А40-178766/13).
В соответствии с пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Нарушение требований вышеуказанного закона при заключении договоров аренды на новый срок в МАУ «АГДК» выявлено по 4 договорам:
- с ПАО «Мегафон» (10 кв.м.) при заключении договоров: №10А от 01.01.2017 года, № 15А/2018 от 09.01.2018 года, 15А/2019 от 09.01.2019 года не проводилась оценка рыночной стоимости объекта, размер арендной платы определяется исходя из размера арендной платы определенной на основании отчета № 4543 «Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы недвижимого имущества» от 14.12.2012 года с применением среднегодового индекса потребительских цен;
- с ИП Акопяном С.М. (7 кв.м.) при заключении договора № 17А/2018 от 05.04.2018 года не проводилась оценка рыночной стоимости объекта, размер арендной платы определяется исходя из размера арендной платы определенной на основании отчета № 4543 «Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы недвижимого имущества» от 14.12.2012 года с применением среднегодового индекса потребительских цен;
- с ИП Андоськиным А.Г. (1 кв.м.) при заключении договора № 19А/2019 от 30.04.2019 года не проводилась оценка рыночной стоимости объекта, размер арендной платы определяется исходя из размера арендной платы определенной на основании отчета № 9121 «Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы недвижимого имущества» от 09.02.2017 года с применением среднегодового индекса потребительских цен;
- с ИП Сидельниковой Е.Н. (212,6 кв.м.) при заключении договоров: № 12А-2018 от 01.09.2018 года, № 12А/2019 от 01.09.2019 года не проводилась оценка рыночной стоимости объекта, размер арендной платы определяется исходя из размера арендной платы определенной на основании отчета № 9121 «Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы недвижимого имущества» от 09.02.2017 года с применением среднегодового индекса потребительских цен.
- Проверка своевременности поступления арендной платы и возмещения коммунальных расходов от арендаторов за пользование муниципальным имуществом за 2017-2018 годы, 6 месяцев 2019 года.
В проверяемом периоде МАУ «АГДК» получено доходов от сдачи имущества в аренду на общую сумму 4792,0 тыс. рублей, в том числе:
за 2017 год – 1385,9 тыс. рублей;
за 2018 год – 2046,5 тыс. рублей;
за 6 месяцев 2019 года – 1359,6 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2018 года по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» у МАУ «АГДК» числится дебиторская задолженность в сумме 4855,8 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2019 года по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» у МАУ «АГДК» числится дебиторская задолженность в сумме 6751,9 тыс. рублей.
По состоянию на 01.07.2019 года по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» у МАУ «АГДК» числится дебиторская задолженность в сумме 6293,3 тыс. рублей.
Одновременно в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей от сдачи в аренду муниципального имущества за 2017 – 2018 годы и 6 месяцев 2019 года.
Всего в проверяемом периоде МАУ «АГДК» получено дохода по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей в общей сумме 993,6 тыс. рублей, в том числе:
за 2017 год – 455,0 тыс. рублей;
за 2018 год – 356,0 тыс. рублей;
за 6 месяцев 2019 года – 182,6 тыс. рублей.
Имеющаяся по состоянию на отчетные даты дебиторская задолженность по арендной плате и возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей погашается арендаторами своевременно в соответствии с условиями заключенных договоров, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
По состоянию на 01.07.2019 года у МАУ «АГДК» имеется текущая кредиторская задолженность, возникшая в результате осуществления предпринимательской деятельности, в размере 306,5 тыс. рублей, срок оплаты которой по состоянию на 01.07.2019 года не наступил, в т.ч. задолженность по заработной плате 91,3 тыс. рублей, задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды 75,6 тыс. рублей, задолженность за коммунальные услуги 9,6 тыс. рублей, задолженность по прочим услугам 130,0 тыс. рублей.
- Выводы и предложения
- В нарушение требований части 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) и части 1 статьи 51 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями) из 11 договоров аренды, заключенных МАУ «АГДК» на срок более 1 года, не прошли государственную регистрацию 10 договоров.
- В нарушение требований части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями) по 2 договорам аренды, заключаемым на новый срок без проведения конкурса, аукциона не проводилась оценка рыночной стоимости объекта на момент заключения договора.
- При заключении 4 договоров аренды были использованы отчеты об определении рыночной стоимости годовой арендной платы недвижимого имущества, по которым, с даты составления отчета до даты составления договора аренды, прошло более 6 месяцев.
- Проведенный анализ показал, что со стороны отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря и отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря отсутствует контроль по заключению договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности города Алатыря и переданного в оперативное управление учреждениям культуры города Алатыря.
- Отделу культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря совместно с отделом имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря необходимо:
- провести инвентаризацию заключенных договоров на сдачу в аренду имущества, их правовую основу и соответствие действующему законодательству;
- усилить контроль за правильностью установления арендной платы, полнотой и своевременностью ее внесения.