г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

2015.09.29 Выступление Самойлова В.Н., начальника отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 14 "О противодействии коррупции" и иными нормативно-правовыми актами антикоррупционной направленности отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики, образовательные организации системно проводят работу по противодействию коррупции, предотвращению коррупционных правонарушений в сфере образования.

 В 2014 и 2015 годах во всех образовательных организациях, подведомственных отделу образования и молодежной политики города Алатыря Чувашской Республики, созданы комиссии по противодействию коррупции.

 Одна из важнейших форм профилактики коррупционных правонарушений - проведение на постоянной основе антикоррупционной экспертизы локальных нормативных актов отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря Чувашской Республики и подведомственных организаций. Итоги экспертизы рассматриваются на совещаниях руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций.

 С сотрудниками отдела образования и молодежной политики, образовательных организаций проводятся ознакомительные мероприятия по соблюдению ограничений, обязанностей и запретов, установленных в целях борьбы с коррупцией, недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как дача взятки, согласие принять взятку либо как просьба о взятке.

 В соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в системе образования регулируются отношения, направленные на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Руководителями образовательных организаций заключаются контракты по итогам электронных аукционов, проводится обоснование цены контракта.

 В сфере образования на сегодняшний день имеется определенный перечень общественных отношений, с которыми связаны повышенные коррупционные риски, в том числе:

- прием в образовательные организации (в детские сады, школы);

- привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающихся, в частности, получение пожертвований на нужды детских садов и школ как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации.

 В целях исключения неправомерных действий должностных лиц и сотрудников дошкольных образовательных организаций в части приема детей в дошкольные образовательные организации отделом образования и молодежной политики администрации города Алатыря в 2014 году разработан Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования», согласно которому заявление о постановке на учет для зачисления в дошкольные образовательные организации подается через многофункциональный центр, единый портал госуслуг, а также посредством телекоммуникационной сети «Интернет». Очередность для зачисления в дошкольные образовательные организации ведется в электронном реестре.

 В 2015 году имелись факты привлечения руководителей образовательных организаций к административной ответственности за незаконный сбор денежных средств с родителей на нужды организаций, что нарушает принцип доступности и бесплатности образования.

 В связи с этим с руководителями образовательных организаций была проведена разъяснительная работа о недопустимости подобных нарушений действующего законодательства, а именно: указано, что развитие материально- технической базы муниципальной образовательной организации осуществляется самой организацией в пределах бюджетных и собственных средств; привлечение добровольных пожертвований осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством и только на добровольной основе; поступившие на счет образовательной организации средства должны быть направлены исключительно на цели пожертвования на основании оформленного решения органа общественного самоуправления образовательной организации или личного заявления жертвователя с обязательным последующим приложением подтверждающих документов. Полученные материальные ценности рекомендовано приходовать в установленном порядке.

 В целях обеспечения открытости образовательного процесса и, соответственно, снижения коррупционных рисков родителям предоставляется возможность более активно участвовать в организации образовательного процесса, выбирать формы обучения, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого- медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

 Актуальная проблема в рамках рассматриваемой темы - обеспечение антикоррупционного поведения при организации и проведении единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.

 В целях соблюдения информационной безопасности при проведении предметных конкурсов и олимпиад для обучающихся общеобразовательных организаций города Алатыря обеспечивается контроль организации и проведения предметных олимпиад и конкурсов, объективность оценки работ участников.

 В период проведения муниципального и школьного этапов предметных олимпиад и конкурсов отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря, общеобразовательные организации руководствуются нормативно- правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013г. №1252, рекомендациями центральных предметно-методических комиссий, положениями о конкурсах.

 В период проведения муниципального и школьного этапов предметных олимпиад издаются приказы о возложении ответственности за обеспечение информационной безопасности в общеобразовательных организациях - на заместителя директора по учебно - воспитательной работе, в отделе образования и молодежной политики - на специалиста отдела образования и молодежной политики. Электронные носители с заданиями, полученные ответственным специалистом в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики для проведения муниципального этапа предметных олимпиад, хранятся в сейфе, копируются для участников олимпиад в день их проведения лицом, ответственным за информационную безопасность. Электронные носители с заданиями, полученные ответственным лицом в отделе образования и молодежной политики администрации города Алатыря для проведения школьного этапа предметных олимпиад, также хранятся в сейфах, копируются для участников олимпиад в день их проведения.

 На всех этапах проведения предметных олимпиад работы участников шифруются членами оргкомитета. В оргкомитет муниципального этапа предметных олимпиад входят специалисты отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря. Проверка работ участников олимпиад осуществляется независимым жюри, в состав которого входят педагоги общеобразовательных организаций, представители высших и средне - специальных образовательных организаций

 Реализуя антикоррупционную политику во время проведения единого государственного экзамена, отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря руководствуется нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

 На всех экзаменах присутствуют общественные наблюдатели, аккредитованные приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

 Работают средства видеонаблюдения в аудиториях и коридорах. У входа в ППЭ, на каждом этаже ППЭ размещены объявления, оповещения о ведении видеонаблюдения. Участники ЕГЭ, находящиеся в ППЭ во время проведения экзаменов, предупреждаются о ведении видеозаписи экзаменов. Другие помещения, не использующиеся для проведения ЕГЭ, заперты и опечатаны на время его проведения. ППЭ оборудован переносными металлоискателями. Экзаменационные материалы до начала проведения ЕГЭ хранятся в сейфе, их вскрытие не допускается до установленного времени. Соблюдается порядок допуска в ППЭ лиц, которые могут присутствовать в ППЭ в день проведения экзамена. Лица, которые могут присутствовать в ППЭ, не оказывают содействия участникам экзамена. Не допускаются случаи выноса из аудитории и ППЭ экзаменационных материалов на бумажном или электронном носителях, их фотографирование, наличие средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации.

 В день проведения ЕГЭ не допускается присутствие в ППЭ посторонних, неуполномоченных лиц, а также лиц, которые не могут быть привлечены в качестве организаторов ЕГЭ. В качестве организаторов ППЭ не привлекаются учителя по соответствующему предмету и работающие в 11(12) классах. В состав организаторов ППЭ входят лица, утвержденные приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Членами государственной экзаменационной комиссии обеспечивается соблюдение установленного порядка проведения ЕГЭ в ППЭ. Экзаменационные работы передаются по окончании ЕГЭ через сотрудников спецсвязи в Республиканский центр обработки информации.

 Несмотря на то, что на сегодняшний день в системе образования города в рамках законодательства по противодействию коррупции сформирована нормативно- правовая база, реализуются основные направления государственной политики, в дальнейшем совершенствовании нуждаются правовые и иные меры, направленные на противодействие коррупции, требуется оптимизация механизма реализации положений нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Не всегда соблюдается комплексный подход к регулированию общественных отношений, предполагающий объединение усилий различных ведомств, участников образовательного процесса.