Информация о проведении специальной оценки условий труда
Целью унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах, создания единого механизма определения оснований для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, одновременно с созданием условий экономического стимулирования работодателей к вложению средств в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению указанных гарантий и компенсаций, принят подготовленный Минтрудом России федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» .
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с требованиями вышеназванного закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда и в дальнейшем реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения спецоценки условий труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; оценки уровней профессиональных рисков; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и другое.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.
Проводится специальная оценка условий труда в соответствии с методикой, которая одобрена на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и находится на утверждении в Минюсте России.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Для организации и проведения спецоценки условий труда работодателем образуется комиссия и утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и обязательно - представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Таким образом, профсоюз в сфере охраны труда должен принимать большее участие, в результате чего, гарантии защиты прав работников предприятия должны увеличиться.
Кроме этого, согласно требованиям закона, работодатель декларирует соответствие условий рабочих мест государственным требованиям к ним.
Законом предусмотрена возможность проведения оценки эффективности применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, выданных им средств индивидуальной защиты, по результатам которой может быть принято решение о снижении класса (подкласса) условий труда.
В целях реализации отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законом предусмотрено также внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда.
Чтобы финансово заинтересовать работодателей в спецоценке, в законе предусмотрена зависимость страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от результатов проведенной процедуры.
В зависимости от итогов специальной оценки условий труда, устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд РФ
Согласно требованиям закона, экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований закона осуществляется Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике.
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, также рассматриваются госинспекцией труда, решения которой могут быть обжалованы в судебном порядке.
Кроме того, работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Информация об организациях, проводящих специальную оценку условий труда, находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://akot.rosmintrud.ru).