г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Нравственная миссия учителя

В педагогический лексикон сегодня начинают возвращаться понятия «патриотизм», «гражданственность», «духовность», «нравственность». Налицо  - усиление воспитательных мотивов на всех уровнях общества. Мы, педагоги центра образования № 5, изучая и обсуждая в коллективе Послание Президента  Федорова Н.В. Госсовету республики, с удовлетворением отметили, что именно духовность является стержнем этого документа. Николай Васильевич подчеркнул, что «здоровый образ жизни подразумевает прежде всего духовно-нравственное здоровье, стремление к овладению истинными ценностями - такими основополагающими понятиями, как  Доброта и Красота, Знание и Вера». И сегодня мы у себя в школе с достоинством констатируем, что 10 лет назад коллектив не ошибся, выбрав именно этот путь. И это дает некоторые результаты. Вот уже 7 - 8 лет среди учащихся нашей школы нет  правонарушений, нет ни одного нашего учащегося, стоящего на учете в детской инспекции.  А работу проводят педагоги в  сложных условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества. Не секрет, что нынче преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием. Социально - значимые ценности отошли на дальний план, усилились эгоистические тенденции.

Нас крайне тревожит, что в стране усиленно создаются элитарные школы для богатых, а мы, массовые, народные школы, задыхаемся в  бедности и противоречиях. Конечно, кое - какие позитивные шаги предпринимаются: осуществляется переход на нормативное финансирование школ. Но мы хотели бы быть услышанными новым федеральным правительством, что норматив этот слишком низок и не обеспечивает мало-мальски необходимых школьных затрат. Следует его пересмотреть в сторону увеличения при финансовой поддержке федерального центра, а не перекладывать  все проблемы на плечи региональных и муниципальных властей.

Новое общество рождается трудно и противоречиво,  порою с отсутствием от  очевидных нравственных  ценностей. Для многих учителей последнее десятилетие стало потрясением. Рухнули идеалы, ранее служившие посохами для нас, педагогов.  Результатом стало почти полное отсутствие жизненных идеалов, забвение нравственных ценностей и растущая ориентация на «хаос» - душевное саморазрушение. Что же делать нам, педагогам, в это вновь ставшее «смутным» время?

Мы, т.е. школа и учителя - профессионалы,  должны  взять на себя  труд разъяснить учащимся историю общества и раскрыть суть его современного состояния. Иначе за нас это сделает  многоголосая улица. Мы не должны допустить у наших питомцев духовного вакуума. Определенные шаги наш педколлектив в этом направлении предпринимает.  Мы стараемся расширить объем преподавания искусствоведческих дисциплин,  чтоб сформировать интеллектуальный кругозор, культурную эрудицию. Принимаем меры к организации для учащихся насыщенного  полезным интересом досуга. В школе работает  швейная мастерская, класс художественной резьбы по дереву, театральная и хореографическая студии, детский хор, компьютерный кабинет, классы фортепиано, гитары, баяна, аккордеона, спортивные учебно-тренировочные группы и т.д.

И не просто работают, а добиваются ощутимых результатов. Наши ребята стали победителями конкурса танцевальных коллективов школ города. Школьный хор занял 2 место в городе. Работы учащихся (резьба по дереву) экспонировались в республиканском музее. Баскетбольная команда девушек нашей школы - восьмикратный чемпион  города среди школьников и бронзовый призер  первенства республики 2004 года. Они же стали серебряными призерами в турнире «Дружба» в соседней Мордовии. Не огорчают также  наши легкоатлеты и лыжники, становясь  и победителями, и призерами различных кроссов, эстафет. Большой нравственный заряд  нашим учащимся дает живое участие в подготовке и проведении республиканских конкурсов - фестивалей патриотической и эстрадной песни на приз памяти выпускника школы М. Живагина. В мае этого года он будет проводиться уже в четвертый раз. Вновь будет полезное духовное общение молодежи из всех уголков республики.

В воспитательной работе мы, учителя, до  сих пор имеем в лице российского телевидения не союзника, а противника. Мы  хотели бы видеть и слышать с экранов умное обращение молодых авторитетных  людей - врачей, спортсменов, педагогов, ответственных  политиков. Прислушаются ли, наконец, к учительству деятели в  Думе и правительстве, чтоб прекратить с экранов мутный поток слэнга, жаргона, низкопробной бездуховной кинопродукции?!

Николай Васильевич в своем послании ставит нам задачу формирования культуры речи молодых людей.

Сейчас сквернословие в молодежной среде, почти повальное увлечение выпивкой - буквально страшные язвы общества. Нужен союз семьи и школы,  чтоб справиться с этими общественными болезнями. Работы здесь непочатый край и работы очень непростой. Будем искренни перед собой: у нас 70% семей не сотрудничают со школой и в силу различных причин в  настоящее время становятся все более закрытыми для внешнего влияния. Поэтому должна возрастать роль высокого профессионализма и тактичности учителя в работе с каждой семьей, а не только с теми, кто легко идет на сотрудничество. Каждому члену  семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия,  чувство защищенности и покоя. Но, главное,  человек нуждается в том, чтобы его выслушали,  поняли и приняли таким, какой он есть. Именно в этом смысл интеллектуального общения.  А родители чаще всего беседуют со своими детьми лишь об учебе, а нужно  и о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т.д.

Нам всем нужно выработать стратегию и конкретную программу действий, чтоб шаг за шагом целенаправленно заниматься строительством личности молодого человека. Наши питомцы должны быть  способны не только к толерантному (как модно нынче говорить) поведению, но и, что самое главное - чтоб бывший ученик в будущей жизни смог найти своё  место, вписаться в общественную жизнь, чтоб  содержать себя, свою семью и вносить вклад в развитие страны.

Уважаемые родители, педагоги! Давайте же совместными усилиями  постепенно продвигаться к формированию у молодежи нравственных качеств личности, понимания своего места в жизни общества,  гуманного отношения к людям, к труду, к  природе и самому себе. Если России и  суждено быть великой страной, то только через свою культуру. Какими мы будем образованными,  культурными, нравственными, так мы и будем жить. Таков, на мой взгляд, лейтмотив Послания Президента республики Госсовету.

 

Газета «Алатырские вести» от 17.04.2004 г. № 45-46



"Алатырские Вести"
20 апреля 2004
00:00
Поделиться
;