г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

С точки зрения интересов ребенка

Близится к завершению учебный год. Для многих семей наступает сложное время принятия решения о том, где и в какой форме продолжить образование детям, заканчивающим 9 и 11 классы.

В редакцию обращаются родители с вопросами о сути профильного обучения и его преимуществах и недостатках, о том, что надо учитывать при выборе техникума, колледжа, вуза, как лучше организовать подготовку к экзаменам. Редакция попросила ответить на эти вопросы заместителя директора гимназии № 6 по научно-методической работе Рыкова Валерия  Николаевича.

Прежде чем говорить по сути вопросов, поступивших в редакцию, целесообразно рассмотреть саму проблему выбора образовательного пути ребенком. Действующее законодательство дает право выпускнику самому решать этот вопрос, но при участии родителей. Анализ принятия решений моими учениками и семьей показывает, что чаще выбор приходит по следующим житейским основаниям:

- относительная простота поступления в учебное заведение;

- цена обучения (чем ниже, тем лучше);

- близость к дому, отсутствие необходимости арендовать жилье, решать бытовые вопросы, нести транспортные и иные расходы;

- наличие знакомых, обучающихся или закончивших данное учебное заведение;

- возможность использовать знакомство, родственные связи, репетиторство для снижения риска провала реализации своего решения;

- надежда на то, что избранная профессия «подойдет» и будет возможность продолжить образование в вузе или потом, когда повзрослеет, то ...

- принцип «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», т.е. получить хоть какую-то, но профессию, подтвержденную дипломом.

Эти наиболее массовые суждения, которыми руководствуются родители, а под их влиянием дети (хотя их интересует престижность профессии и многое другое).

Я убежден, что осознанность такого выбора очень незначительна, вероятность ошибки велика, но решение принято, и оно, как правило, реализуется. Человек получает профессию, к которой у него нет призвания, и затем вынужден «героически» преодолевать последствия своего ошибочного решения. Конечно, у каждой семьи свои возможности, ограничения и предпочтения, но все хотят «добра» своему ребенку. В чем же это доброе? Думаю, что оно сконцентрировано в том, что ребенку надо дать возможность познать свои способности, склонности, интересы, лучше понять суть возможных сфер деятельности, профессий, возможности самореализации и перспективы развития.

Это и многое другое учитывалось при принятии правительственного решения о создании «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и ко-операции старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профильного образования».

В систему входят: базовые общеобразовательные курсы, обязательные для всех профилей (математика, русский язык и литература, иностранный язык и т.д.); профильные общеобразовательные курсы - т.е. курсы повышенного (углубленного) изучения в зависимости от индивидуальных возможностей и  профориентации ученика (например: право, экономика, информатика, география, обществознание, в социально-экономическом профиле; литература, русский, иностранный язык, история, обществоведение, МХК в гуманитарном профиле; математика, информатика, физика, астрономия, биология, химия в естественнонаучном цикле) и, наконец, элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся конкретного профиля. Эти курсы как бы переводят отдельные предметы на уровень спецшколы с углубленным изучением предметов.

Ученик сам выбирает необходимые элективные курсы. Например: предстоит сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) на профильном уровне по обществознанию. Учащийся выбирает элективные курсы: философию и политологию, которые помогают дополнить содержание профильного курса, развить его содержание, удовлетворить познавательные интересы.

Если ученик избрал естественнонаучный профиль, но проявил интерес к элективному курсу «Логика» гуманитарного профиля, то он имеет возможность посещать этот курс. Число элективных курсов на каждом профиле может быть 6, 10 и более, что позволяет реализовать право выбора каждому учащемуся с учетом его предпочтений.

Процесс профилизации школ действительно сложен, и его внедрение должно начаться с 2005/2006 учебного года, а с сентября 2004 года намечено введение предпрофильной подготовки в 9 классах.

Это позволяет ребенку уже в конце 8 года обучения задуматься о необходимости самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Насколько это реально в условиях Алатыря? Опыт нашей гимназии по  профильному обучению показывает, что основная группа выпускников 9 класса выбирает профиль, исходя из степени успешности изучения математики, физики, химии или комплекса гуманитарных предметов. Введение в этом учебном году социально-экономического профиля позволило расширить возможность выбора для детей.

В конечном счете, профильное обучение создает условия для «вызревания» личного решения ребенка о профилизации, снижает степень риска поспешного решения, создает базу уверенности в успехе за счет глубины знаний и отработанности умений и навыков.

Окончательное решение за семьей и ребенком, но если есть возможность дать ему доучиться в профильной школе, уверовать в свои силы, определиться с интересом к профессии, личностно повзрослеть, то это и может оказаться самым оптимальным, с точки зрения интересов ребенка, решением.

Переход из обычной школы в профильную школу или гимназию это не трагедия, это всего лишь небольшое испытание воли и трудолюбия перед большим и трудным испытанием, которое ждет сегодняшнего ребенка в высшем учебном заведении. Это испытание проходят успешно учащиеся как городских, так и сельских школ. Наши выпускники, поступив в вузы страны, говорят: «Нам легко учиться после гимназии». И педагоги верят этим уверенным заявлениям.                 

Газета «Алатырские вести» от 22.05.2004 г. №59-60       



"Алатырские Вести"
25 мая 2004
00:00
Поделиться
;