г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

ИЗ ДИНАСТИИ МИЮСОВЫХ

22 июня 1941 года в Алатыре проводился смотр художественной самодеятельности школ и Дома пионеров. Молодые артисты с нетерпением ждали начала смотра, а он почему-то откладывался. В 11 часов всех распустили до двух часов дня, а в 12 часов все уже слышали по радио выступление В.М. Молотова о нападении фашистской Германии на нашу страну. Но смотр все же состоялся в этот день. Торжественно, но тревожно хор Дома пионеров исполнил песню «Если завтра война».

Мальчики Комгородка, где был и Валентин Миюсов, собрались на традиционном месте, «на бревнах», и горячо обсуждали, «как мы покажем этим немцам «кузькину мать». Но с фронта стали поступать все более и более тревожные сообщения. Мальчишки тоже горячо обсуждали, что же делать. Валентин Миюсов всегда мечтал стать моряком и отправил заявление в военную спецшколу в Ленинград, но ответ не получил. Позднее поступило сообщение, что спецшкола эвакуирована в Сибирь.

После 7-го класса было решено идти в техникум железнодорожного транспорта, там можно получить специальность. С начала первого курса техникум стал оказывать влияние, настраивать на взрослую жизнь: в переменах шли серьезные разговоры о прифронтовых железных дорогах, в курилках вместе со студентами старших курсов - преподаватели, задающие серьезный тон разговорам, а младшие, затаив дыхание, слушали внимательно старших.

Вскоре начались уроки слесарного, токарного, кузнечного, а позднее сварочного дела. Летом 1942 года началась практика, где выполнялись вполне серьезные работы: отковывали и обрабатывали штык-ножи, ножницы для резки проволочных заграждений, газорезкой готовили саперные лопатки - все для фронта.

Валентину Миюсову запомнился учитель - кузнец Иван Васильевич Суров, у которого он работал молотобойцем. Среди предметов появились «Сварочные конструкции», которые преподавал Аркадий Михайлович Осиповский, ставший позднее директором техникума, он и привил любовь к инженерным расчетам, к элементам сопромата.

В дни зимних каникул студенты работали на лесозаготовках в Кире. Валили лес, пилили на метровые бревна и по подготовленной ледяной трассе подвозили к железнодорожному полотну: поезда останавливались около мест заготовки, и в тендер загружалось вот такое топливо, иного не было.

В техникуме работали два спортивных кружка: акробатики и бокса. Руководил ими эвакуированный из Одессы преподаватель токарного дела Мейснер, в прошлом опытный спортсмен. В перерывах занятий кружков он рассказывал студентам об Одессе, о море в ярких красках.

В конце 1943 года в газетах появилось постановление Совета Народных Комиссаров об образовании высших мореходных училищ в Ленинграде, Владивостоке и Одессе. Наступила реальная возможность исполнить мечту. Для этого нужно было полное образование, а в техникуме 4 курса. Пришлось будущему моряку закончить среднее образование в вечерней школе: после трех курсов техникума это не представляло сложностей. Нашлись ребята-единомышленники, желающие пойти во флот.

В Одесское высшее мореходное училище Валентин Миюсов был принят на судомеханический факультет. До учебы курсанты начали работать на восстановлении морского порта, вокзала и своего полуразрушенного здания. В октябре начались занятия, учеба в техникуме определенно помогала в освоении технических дисциплин. Долгожданный День Победы настал.

Летом 1945 года в Одессу прибыл и его брат Геннадий, который поступил на судомеханический факультет, и ему был предназначен путь моряка. Но его судьба сложилась иначе - после окончания училища он был направлен на укрепление кадров на село по Постановлению ЦК КПСС в Чувашскую Республику главным инженером одной из МТС. Морское училище Валентин Миюсов закончил в 1949 году с красным дипломом, а затем прошел стажировку на кораблях военно-морского флота для присвоения звания офицера.

Первую трудовую практику работал кочегаром, вторую и третью по три месяца кочегаром и машинистом на дизельном судне. Рейсы были интересными - в Америку, Мексику, Болгарию.

Своих выпускников Одесское военно-морское училище направляло и на флот, и на береговые предприятия, везде был дефицит квалифицированных кадров.

Валентин Александрович получил направление в Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро Министерства Морского Флота. Привлекали подводно-технические, дноуглубительные работы, судостроение, а позднее - судоподъемное и водолазное дело.

В Ростове наш земляк прошел от конструктора до генерального директора производственного объединения «Стапель» в составе ЦПКБ и судостроительного завода «Красный маяк». Ростовское центральное производственно-конструкторское бюро и научно-производственное объединение были заняты полным обновлением вспомогательного флота путем разработки проектной документации и технико-экономических требований по поставке новых судов, эксплуатационной документации, принимали участие в строительстве и испытаниях новых судов Министерства Морского Флота, периодически осуществляя обновление кадров в своих международных организациях. Сюда подбирали наиболее опытных и перспективных специалистов с «периферии». Таким образом наш земляк оказался в списке на зарубежную работу и трижды был командирован на работу по приемке судов в Польшу, ГДР и Финляндию.

За время работы за рубежом Валентин Александрович освоил польский, немецкий и английский языки и при приемке судов обходился без переводчиков.

В эти годы он подготовил и защитил в Горьковском водном институте кандидатскую диссертацию, по научным разработкам которой в Японии для СССР была построена серия дноуглубительных снарядов нового типа.

За плодотворную работу в системе морского транспорта наш земляк был награжден семью медалями, ему присвоено звание «Почетный работник морского флота».

В семье В.А.Миюсова родились три сына, которые по своей инициативе пошли в математическую школу. Младший сын Михаил, 1960 года рождения, под влиянием семейных традиций, связанных с флотом, решил пойти по стопам отца и поступил в то же училище, которое окончил его отец. Природные способности и отличная подготовка позволили ему успешно закончить факультет автоматизации судовых силовых установок и по конкурсу поступить в аспирантуру, успешно защитить кандидат-скую и докторскую диссертации в 1996 году на тему «Режимы работы и автоматизация силовых установок с ветродвигателями». К этому времени Одесское военно-мор-ское училище было преобразовано в Одесскую государственную академию. Михаил Валентинович является автором около 100 публикаций и изобретений. Он прошел несколько таких стажировок в должности дублера судового механика на современных судах.

В 2000 году Михаил Валентинович был избран ректором академии. При этом он остался в должности профессора, заведующего кафедрой автоматизации судовых силовых установок.

Международное значение работы Одесской морской академии велико: она активно участвует в работе международных ассоциаций, морских высших учебных заведений. Сам ректор академии
является академиком Транспортной академии, судостроения Украины, действительным членом института морской техники и технологии Велико-британии. В июне этого года Одесской морской академии исполнилось 60 лет. На торжества прибыли гости - воспитанники, ученые из многих учебных заведений Украины и России и зарубежных стран.

Подрастает и уже твердо стоит на ногах третье поколение. Сын Михаила Валентиновича Миюсова Сергей заканчивает штурманский факультет и готовится к защите дипломного проекта.

Валентин Александрович гордится своим сыном и внуком, которые приумножают славные морские традиции старших.

 

Газета «Алатырские вести» от 21.09.2004 г. № 114



"Алатырские Вести"
27 сентября 2004
00:00
Поделиться
;