Так ли все безнадежно?
Проблему укрепления современной семьи осознают не только ученые, здравомыслящие горожане и жители сел района, но и подрастающее поколение. Растет интерес к изучению семейного права (особенно к той части, где речь идет о брачном договоре - контракте), подростки неплохо ориентируются в социальных проблемах, уверенно говорят о личной ответственности за свое будущее и будущую свою семью. В целом идет процесс перестройки сознания, переосмысления норм и нравственных ориентиров. К сожалению, в значительной мере это происходит под влиянием негативных перемен в качестве жизни большинства горожан.
В целом картина, представленная юными исследователями, взрослыми может восприниматься поразному: от пренебрежения (что могут изучить и предложить 15-16 летние горожане) до внимательного осмысления позиции молодежи, не обремененной собственным опытом, но желающей жить лучше, но в другом - гражданском обществе и правовом, социально ориентированном государстве. Однако отойдем от глобальных параметров проблемы и посмотрим на нее глазами наших юных сограждан Нелли Каюковой и Эльмиры Маммаевой. Так, Н. Каюкова считает, что необходима целевая комплексная общегражданская программа «Семья», в которой четко следует прописать работу с молодежью, еще не вступившей в брак, молодой семьей, не имеющей детей, неполными семьями, многодетными семьями и семьями «зоны наибольшего риска» расхода.
Главная цель программы - укрепление и развитие культуры брачно-семейных отношений, создание наилучших условий для семей с несколькими детьми, развитие воспитательной системы города.
Общие цели:
- способствовать укреплению семьи, созданию благоприятных условий для сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и общественной жизни;
- расширить и совершенствовать государственную помощь семьям, имеющим детей, и молодым семьям;
- реализовать комплекс мер по охране здоровья матери и ребенка;
- разработать и осуществить систему мер по увеличению продолжитель-ности жизни и трудовой
активности людей, укреплению их здоровья.
Как реализовать эти цели? Авторы предлагают:
1. В образовательной системе города:
- увеличить количество учебных часов в курсе «Основы правовых знаний» по разделу «Семейное право» до 10 часов из общего числа 68;
- в курсе «Экономика» ввести элективный курс «Экономика семьи» 9-12 часов;
- оживить работу с семьей школ, детских садиков, ПТУ, техникумов.
2. Создать городские клубы (и обеспечить условия их работы):
- серебряная семья города;
- золотая семья города.
3. Создать городской лекторий молодой семьи и будущих молодоженов с проведением циклов занятий по праву, экономике, этике, психологии, медицине, педагогике, эстетике.
4. Проводить общегородские конкурсы «Семья XXI века», «Папа, мама, я - умелая семья» и т.п.
5. Создать клуб молодой семьи на базе отдела ЗАГСа городской админи-страции.
6. Проводить целевую уче-бу персонала, связанного с выполнением функций разрешения и урегулирования семейных конфликтов по общей теме: «Профилактика расхода семьи в конфликтных ситуациях: правовые, этические, педагогические, психологические, медицинские, социально-экономические аспекты».
7.Усилить внимание средств массовой информации к проблемам семьи и детей, использовать современные формы и методы работы.
Так видят первоначальные меры, направленные на решение проблемы, учащиеся гимназии и я, их учитель... Ответственные работники из городского самоуправления, граждане города, видимо, тоже имеют свое видение, понимание проблемы и могут тоже дать совет о том, как остановить процесс распада семьи в городе, повысить рождаемость и снизить смертность, повысить порядок и создать уют в городе, оживить наш быт и развивать культуру города и горожан.
Решая эти проблемы, мы сможем решить и другую проблему - отъезд населения из города и развал ин-фраструктуры.
Газета «Алатырские вести» от 18.09.2004 г. № 112-113