г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

ЧТОБЫ ВРЕМЯ НЕ БЫЛО ПОТЕРЯНО ЗРЯ

На базе исправительного учреждения № 2 (женская колония) был проведен семинар. Впервые вместе собрались работники образовательных учреждений республики (вечерних школ, профессиональных училищ), а также солидное представительство сотрудников Министерства юстиции Чувашии.

На совещании речь шла о проблемах и задачах в вопросах взаимодействия органов образования в организации общеобразовательного и профессионального обучения с исправительными учреждениями.

Открывая семинар, прибывшая в Алатырь Луиза Ивановна Егорова - заместитель начальника ГУ УИН МЮ РФ по ЧР, отметила, что во всех исправительных учреждениях Чувашии функционируют вечерние школы, профессиональные училища, не одно из них закрыто не было. В результате согласованных действий Министерства образования ЧР, Министерства финансов Чувашии, управлений образования городов и районов эта система не только сохранена, она работает, развивается и дает положительные результаты. Осужденные имеют возможность получить среднее образование, специальность швеи, портной и т.д. Уже имеется опыт получения осужденными высшего образования по заочной и дистанционной формам обучения. Через современный гуманитарный институт 19 человек в г.Чебоксары уже осуществляют обучение дистанционно. Время, проведенное в местах лишения свободы, не будет потеряно зря.

Луиза Ивановна в своем выступлении также остановилась на вопросах активизации познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе с осужденными, проблемах, о которых шла речь в ходе встречи.

О состоянии воспитательной и производственно-хозяйственной деятельности исправительного учреждения рассказал на совещании заместитель начальника колонии Е.М.Макаров. Он отметил, что учреждение работает в отрасли легкой промышленности. Осужденные шьют верхнюю одежду, выполняя договорные услуги, перевыполняя план, работая прибыльно.

- В результате проведения профилактической работы, - отметил Е.М.Макаров, - снижается количество злостных нарушений, сокращается число водворения в штрафной изолятор.

Представитель Министерства образования и молодежной политики ЧР Г.В.Иванов остановился в своем выступлении на вопросах взаимодействия учреждений образования с учреждениями закрытого типа.

Директор вечерней школы, которая работает на территории колонии, Л.П.Рузавина рассказала об учебном процессе, той большой работе, которая проводится педагогическим коллективом.

- Учащиеся у нас разного возраста, - сказала Любовь Петровна. - от 19 до 45 лет. Многие давно не учились, приходится преподавателям доходить до каждого индивидуально.

Педагогический коллектив работает в тесной связи с сотрудниками отделов и служб исправительного учреждения, ибо все делают одно общее дело.

Как реализуется профессиональное образование в училище, доложила на совещании его руководитель И.Н.Доронина.

- Училище осуществляет подготовку по двум специальностям - портной, срок обучения один год, в группе 30 учащихся, и швея - обучение полгода, функционирует две группы по 25 человек в каждой. Восемьдесят осужденных с разными характерами, проблемами с дисциплиной приходят получить специальность. Есть и нерадивые, с ними работаем индивидуально, вызываем на планерку, принимаем меры дисциплинарного взыскания. 

Качество знаний стабильное, за прошедший учебный год было 14 отличников. Есть своя творческая группа, проводятся открытые уроки, мероприятия.

Сегодняшние ученики овладевают первоначальными навыками своей будущей профессии. Прямые и фигурные строчки, машинные швы, поузловая обработка, все это направлено на качественное выполнение более сложных изделий. Производственное обучение строится на выпуске полезной продукции, которую мы реализуем сотрудникам учреждения, своим соседям и знакомым. Рынок сбыта завоевать сейчас очень трудно. Но наши изделия качественные и дешевые, что и привлекает покупателя. Деньги, полученные от реализации идут на приобретения оборотных средств, косметический ремонт, канцелярские товары, проведение мероприятий.

И.Н.Доронина рассказала и об устаревшей материальной базе, недостаточном количестве периодической печати.

Заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе исправительного учреждения № 2 Т.В.Егорова в своем выступлении говорила о взаимодействии сотрудников отделов и служб ИУ № 2, органов образования в организации обучения осужденных.

- Осужденные женщины - это часть нашего общества, - сказала Татьяна Викторовна, - поэтому они  болеют теми же социальными болезнями, какими болеет наше общество.

Далее она сказала, что эффективность  процесса исправления осужденных заключается в том, насколько свободно осужденные женщины смогут влиться в общество нормальных людей. Этот переход  готовится в колонии.

Получение общего образования - является одним из основных средств исправления осужденных и подготовки их к жизни на свободе. Это не просто постулат Уголовно-исполнительного кодекса, это доказывается многими факторами. Из опыта работы видно, что эффективность образования в деле исправления осужденных доказывается в следующих факторах: осужденные ценят получение образования в колонии как надежду получить свой статус в обществе. Жить в колонии учащимся легче, они более загруженные, не остается времени на бессмысленные конфликты, от пустого время провождения. Возможность общения с интеллектуальными людьми, с преподавателями. Новые люди-учителя рассказывают не о том, что они привыкли обсуждать на бытовом уровне. Неслучайно, многие уроки так или иначе заканчиваются разговорами о жизни, о том как живет наше общество. Растет авторитет учеников осужденных в глазах семьи. Родственники приветствуют, что осужденные учатся.

Как же осуществляется обучение учащихся в исправительных колониях?                          

В организации обучения осужденных создана единая система, которая состоит из следующих структур. Сотрудники ПК - преподаватели школы, мастера ПУ, начальник отряда, производственный персонал, работники управления образования.

Эффективность воспитательного воздействия, обучения зависит от того, насколько согласовано будет действие всех этих сотрудников.

Директор школы и училища регулярно информируют начальников отрядов о посещаемости и успеваемости учащихся, что дает возможность усилить контроль и повысить требовательность за состояние дел на этом участке.

На уклоняющихся от учебы широко используются такие средства, как общее собрание, индивидуальные беседы, стенная печать, все это способствует исправлению, перевоспитанию   осужденных, укреплению  контактов в работе  между  начальниками отрядов, преподавателями и учителями.

Одна из важнейших задач - организация взаимодействия ОВР, производственных служб, пед.коллективов ПУ в обеспечении качества подготовки специалистов из числа осужденных, их использование на производстве после окончания училища.

Чтобы получить максимальный положительный эффект в организации обучения осужденных в ИК, необходим комплексный   подход, четкое взаимодействие всех служб исправительных учреждений с педагогическими  коллективами школы, профессионального училища и органами образования.                    

Каждая служба учреждения в системе исправительного воздействия на осужденного должна постоянно выполнять конкретные воспитательные функции и вместе с тем быть подчинены главному - преодолению антиобщественных противоправных взглядов и привычек осужденных,   нравственное возрождение их личности, приобщение к труду и нормальному образу жизни.

Перед участниками семинара-совещания также выступили и поделились опытом работы О.Г.Романов - директор школы № 12 при исправительном учреждении № 4, Т.И.Кильдяева - начальник психологической службы исправительного учреждения № 2, М.В.Марискин - начальник управления образования города Алатыря и другие.

После теоретической части семинара участники посетили открытий урок физики и внеклассное мероприятие, посвященное Дню матери, затем ознакомились с материальной базой школы, училища, методическими материалами. Коллектив училища, его воспитанники предложили участникам семинара коллекцию моделей, которую изготовили своими руками. Гости увидели летнюю, домашнюю одежду, одежду, предназначенную для работы. Выполнена она очень качественно и профессионально. Ознакомились с выставкой профмастерства, а также стали свидетелями прекрасного самодеятельного концерта.

Осужденные продемонстрировали свои вокальные данные, декламировали стихи, исполняли ритмичные танцы и спортивные номера.

Заключительным аккордом семинара стал проведенный с участниками семинара аутотренинг «Преодолей стресс» и заседание «круглого стола». Были подведены итоги работы и выработаны предложения по проблемам совершенствования общеобразовательного и профессионального обучения в исправительных учреждениях.

 

Газета "Алатырские вести" от 02.10.2004 г. № 132



"Алатырские Вести"
05 ноября 2004
00:00
Поделиться
;