ШКОЛА - ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие правового образования. Стратегические устремления коллектива школы направлены на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в обществе.
Три года МОУ «СОШ № 11» работала в рамках реализации социального проекта «Школа - правовое пространство», что позволило нам принять участие в республиканском конкурсе «Лучшая школа года - 2003» и стать победителями в номинации «Школа открытий», участвовать во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России».
Одна из основных идей школы состоит в том, чтобы создать правовое пространство, в котором все участники образовательного процесса будут обладать равными правами, участвовать в преобразованиях школы, города. Родители признательны администрации за введение в учебный план предметов - «Граждановедение», «Мировая художественная культура», «Основы потребительских знаний», «Социальное становление личности», которые располагают к живому общению, позволяют выразить себя, развивают творческие способности, предостерегают любого ученика от совершения опасных и вредных действий, вступления в конфликт с законом.
Стало традиционным проводить на базе нашей школы семинары для руководителей общеобразовательных школ. Именно поэтому с 2004 года школа является экспериментальной площадкой в городе по проблемам правового образования и воспитания.
Для нас ученическое самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление направлено на взаимодействие детей и педагогов.
Органами ученического самоуправления являются Совет старшеклассников
(9-11 классы) и детская общественная организация «Наследники».
По инициативе органов ученического самоуправления учрежден школьный конкурс «РОСТок», выявляющий одаренных и творческих детей. Одна из его номинаций - «Я - гражданин».
Учащимися и педагогами осваивается новый метод работы - проектирование, который позволяет и детям, и взрослым вставать в позицию «хозяина жизни». Проекты помогают детям видеть связь между уроками граждановедения и внешним миром, учат самоорганизации и планированию своей деятельности, развивают навыки представления и публичной защиты своего мнения, позволяют управлять процессом обучения наряду с учителем. Успешно реализуются такие творческие проекты, как «Гражданин», «День права», «Детский караван по изучению правовых источников», «Школьный двор». Проектная деятельность способствует реализации идеи сотрудничества учителя и ученика, активизирует участие каждого в улучшении окружающей жизни, раскрывает индивидуальные творческие способности школьников. Одним из проявлений формирования гражданской позиции учащихся стала потребность в социально-полезной деятельности.
Детская общественная организация в школе является основным институтом социализации личности ребенка, играет важную роль в его воспитании, развитии и самоопределении.
В прошлом учебном году наша детская организация «Наследники» приняла участие в республиканском конкурсе инновационных и вариативных программ с проектом «Юные лидеры» и стала победителем. Поэтому на базе школы была открыта экспериментальная площадка по развитию детского общественного движения г.Алатыря, Алатырского района.
По итогам республиканского конкурса общественных организаций детская организация «Наследники» стала победителем в номинации «Лучшая школьная детская общественная организация» из 59 таких организаций республики.
Учащиеся активно включаются во взрослую жизнь, осваивая различные социальные роли. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления их дальнейшего выбора. В ходе деловой игры «Закон там, где я учусь» Советом старшеклассников были рассмотрены и отобраны лучшие законы: «О курении», «О борьбе с вандализмом», «О самоуправлении», «О толерантности и борьбе с нетерпимостью».
В 2002 году школа вступила в межрегиональную общественную организацию «Школа и демократия», возглавляемую А.Н. Тубельским. Благодаря сотрудничеству с ней расширяется информационно-дискуссионное поле по проблемам прав человека в различных регионах России, которое позволяет совершенствовать обучение учащихся нормам и правилам жизни в цивилизованном правовом обществе. Школа - участник проекта «Расширение сети школ России с демократическим укладом школьной жизни» по Программе малых грантов Комиссии по демократизации, отдела печати и культуры посольства США в г. Москве. В 2003-2004 учебном году школьная команда была участником семинара «Школа - центр распространения демократических преобразований в регионе».
Работа над реализацией проекта «Школа - правовое пространство» позволила подчинить единой цели коллектив школы, повысила социально-гражданскую активность учащихся и уровень профессиональной подготовки педагогов, способствовала продвижению идей о демократическом укладе школьной жизни.
Есть результаты, но и есть перспективы. В рамках реализации Программы развития в следующем учебном году мы планируем на общешкольной конференции выбрать уполномоченного по справедливости для обеспечения гарантии соблюдения прав участников образовательного процесса.
Назрела необходимость открыть в городе Консультационный пункт по правам ребенка. Мы надеемся на качественно новый уровень сотрудничества с правоохранительными органами в рамках деятельности пункта. Да, наши дети умеют пользоваться услугами Интернета, имеют возможность расширять информационно-правовое поле через граждановедческие дисциплины. Однако, согласитесь, совмест-ными усилиями через Консультационный пункт мы сможем решить многие проблемы правовой культуры и гражданского воспитания учащихся.
Газета "Алатырские вести" от 07.12.2004 г. №147