ШКОЛЫ КАПИТАН
4 декабря ветерану Великой Отечественной войны подполковнику в отставке заслуженному учителю РСФСР Перепелкину А.А. исполняется 80 лет. Дорогой Александр Андреевич! Здоровья Вам и долгих, долгих лет жизни!
Мы - дети войны - преклоняем свои головы перед Вами. Вы шли в бой за веру, утвержденную совестью, скрепленную воинской присягой, за веру, имя которой - Отечество.
Мне известно со слов моего отца - ветерана ВОВ (к сожалению, его уже нет с нами), что вы были с ним дружны, многое знали друг о друге. Из воспоминаний моего отца я узнала, как юным семнадцатилетним пареньком в 1941 г. вы добровольцем ушли на фронт, как мужественно воевали на Брянском фронте в составе 218 гвардейского стрелкового полка 77 гвардейской стрелковой дивизии в должности командира стрелкового взвода, что в 1943 г. в наступательном бою под г.Орлом вы получили тяжелое осколочное ранение, долго лечились от него.
За величайшую стойкость и храбрость в боях за нашу отчизну Перепелкин А.А. был награжден боевым орденом Красной Звезды. Имеет ряд медалей и другие награды.
А время пролетает стремительно. Закончена моя трудовая деятельность. В канун юбилея мне хочется рассказать о предмете моего поклонения - Перепелкине А.А., который оставил глубокий след в моей учительской судьбе.
«УЧИТЕСЬ РАБОТАТЬ У ДРУГИХ, НО НЕ РАБОТАЙТЕ КАК ДРУГИЕ»
Более двадцати лет Перепелкин А.А. был директором школы № 12.
«Я - школы капитан, директор.
Защитник Я. Я встал у двери -
И весь удар приму за всех...!»
Для меня Перепелкин А.А. - человек слова и дела. Талантливый организатор, умный, тонкий политик с широтой взгляда на мир. Для меня он - образец для подражания, как наглядность: вот так нужно делать. Я пришла работать в ж/д школу № 12, где работали в то время талантливые учителя математики, химии, истории, литературы... В школе творил культ знаний. Позавидовала учителям, которые сумели зародить у учащихся жажду знать, уметь, понимать.
У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого ученики обязательно осуществляют новые шаги в познании мира. Поэтому в школе под руководством директора была хорошо отлажена политехническая направленность на выбор инженерных профессий, связанных с потребностью их на ж/д транспорте. Ежегодно в институты поступали десятки выпускников. Поступлению способствовали многочисленные факультативы, которые были под контролем директора.
Мне особенно запомнилась школьная традиция - открытие школьных олимпиад, когда на линейке зачитывались списки участников олимпиад, давались им напутствия, пожелания...
А еще торжественнее они заканчивались. Выстраивалась вся школа, приглашались учителя, родители. Звучали слова благодарности в адрес призеров. Не забывались и добрые слова в адрес учителей. Это был праздник для всех. Так предметные факультативы решали как бы двойную задачу: содействовать общему развитию и вместе с тем всемерно поддерживали ростки дарований школьников.
Мои силы как учителя физики были скромны. Могучее средство неудовлетворенности стало для меня тем стимулом, который удержал меня на поверхности и не дал утонуть, погрязнув в учительских мелочах. Пришлось срочно заняться самообразованием, ибо в школе директором была создана такая атмосфера, которая рождала у каждого учителя внутреннюю потребность непрерывно повышать свой идейно-политехнический и профессиональный уровень. Другого пути к вершине не было. Но шагать учитель должен сам. В дни школьных каникул учителя отправлялись за опытом в Москву, Горький, Казань. Я отбыла в Чебоксары...
После одного из педсоветов, которые директор строил и проводил мастерски, по повестке «Учитесь работать у других, но не работайте как другие» я поняла, что эффективность работы школы зависит не только от руководителя, даже не от его профессионализма, а от первого звена - Учителя.
Опора на творческие возможности личности, на ее внутренние созидательные силы и активность и была стратегией нашего руководителя. Такая стратегия пробуждает у учителя встречное желание принять и наилучшим образом выполнить требования и советы руководителя.
Мне многое пришлось изменить в своей работе. В дальнейшем я взяла на вооружение работу с сильными учащимися. Оказалось, что работать с ними труднее, но интереснее.
В школе, где сложилась строгая система обучения под руководством директора Перепелкина А.А., нельзя было работать вполсилы. Каждый из нас помнил его наставление: «Если в учителе погас творческий огонь, то человек остановился в своем развитии». Я старалась не подводить своего Учителя. Первый шаг по шаткому мостику через пропасть непонимания моего предмета учениками был сделан. Появились первые радости, появились первые результаты.
Я очень признательна своему Учителю за то, что он пробудил меня к тому, что можно было бы назвать максимализмом. Он всегда помогал мне при этом, всячески поддерживал и обод-рял, просил при этом не огорчаться, ошибаясь!
А еще Александр Андреевич был мудрым человеком, он обладал утонченным искусством общения с детьми, умел видеть все лучшее в них. Дети его любили.
От имени всех моих учеников, которых я когда-то учила физике, поздравляем Вас, уважаемый Александр Андреевич, с юбилеем!
Помните, что юбилей - не старость, это только зрелость.
Газета "Алатырские вести" от 04.12.2004 г. №145-146