г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

ГОРОД ЖИВЕТ ПО НОВОМУ ЗАКОНУ

Так получилось, что в мае 2004 года, при досрочном прекращении полномочий главы самоуправления города Алатырь В.Пахомова, перед депутатами городского Собрания встала задача: либо

проводить всенародные выборы, либо избрать главу самоуправления из состава депутатов.

Учитывая, что до окончания срока полномочий избранного органа местного самоуправления (МСУ) осталось менее одного года, было решено избрать главу из состава депутатов на неосвобожденной основе, а  и. о. главы исполнительной власти возложить на заместителя администрации. Этот способ не требует финансовых затрат, в отличие от всеобщих выборов, не противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где предусмотрено разделение полномочий представительного органа (Собрания депутатов) и исполнительного (администрации). Инициатива депутатов была поддержана руководством администрации Президента ЧР.

Наш город почти год живет и работает по этому закону. На опыте и проблемах хочется остановиться подробнее - с точки зрения  неосвобожденного  главы МСУ. Работать на посту главы самоуправления города на общественных началах очень непросто. Занимая должность директора филиала «Алатырьгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», часть рабочего времени приходится тратить на решение городских проблем и на прием граждан. Ведь для горожан не столь важно, избранный глава или нет. Спасибо генеральному директору  акционерного  общества А. Ильину, который с пониманием относится к моей общественной работе и не препятствует ее выполнению.

Думается, деятельность любой ветви власти следует рассматривать через призму законодательной и финансовой состоятельности. Законодательная инициатива должна иметь в первую очередь финансовую основу. В данном законе, который затрагивает все основы жизни наших горожан, должны быть четкие ориентиры финансовых возможностей содержания городского хозяйства и ее умения правильно, рационально расходовать бюджетные средства. И самое главное - иметь источники формирования городского бюджета, основы экономической самостоятельности города.

В основу закона о местном самоуправлении заложен принцип разделения власти на законодательную и исполнительную. Роль законодательного (представительного) органа в лице Собрания депутатов заключается в правовом регулировании городской жизни, формировании финансовых основ власти и контроле за исполнительной деятельностью администрации. Правовые основы МСУ регулируются в рамках федеральных, республиканских законов и Уставом города. Экономической основой самоуправления являются собственность и местный бюджет. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. К сожалению, финансовая деятельность в современной России на всех уровнях далеко не прозрачна. Однако основы прозрачности бюджета были заложены в Чувашии благодаря усилиям Президента Н. Федорова. Сегодня эта система действует на всех уровнях местного самоуправления. Каждый гражданин республики может заглянуть в республиканский или местный «карман». Такая же система финансовой открытости существует и в нашем городе. Наш депутатский корпус очень внимательно рассматривает вопросы бюджета. Раз в квартал на комиссию по бюджету приглашаются руководители-бюджетополучатели с отчетами, с которыми порой приходится вести нелицеприятные разговоры. Затем бюджетный вопрос выносится на сессию городского Собрания.

Далее хочется остановиться на проблемах формирования финансовых ресурсов. Отсутствие сбалансированности между теми полномочиями, которыми наделены органы местного самоуправления, и теми финансовыми ресурсами, которые им предоставляются, является сегодня самой острой проблемой местного самоуправления. Отсутствие адекватной имущественной базы, соответствующих активов для развития муниципального образования создает трудности. Главная трудность состоит в формировании доходной части бюджета. Федеральные законы диктуют ограничение доли собственных налогов в доходах региональных и местных бюджетов. Отличительный момент - разница экономических потенциалов регионов и городских округов. Из всего широкого спектра экономически возможных и юридически допустимых источников доходов наиболее существенную роль играют три: доходы от налогов, поступающих в местный бюджет прямо или косвенно (через республиканский бюджет в виде дотаций, субсидий и субвенций), неналоговые доходы, связанные с коммерческим использованием муниципального имущества (аренда, приватизация). И природно-ресурсный потенциал - в основном земля.

Исходя из этих составляющих, необходимо четко определить возможности городской налогооблагаемой базы. Вот здесь-то отделам городской администрации необходимо искать неиспользованные резервы доходной базы. Алатырские депутаты не стоят от этого в стороне и многократно рекомендовали разработать механизм увеличения доходов за счет рекламной деятельности, упорядочения парковки, стоянки автомобилей, использования уличных, дворовых территорий, аренды земли под гаражами, выделения земли под торговые точки и многое другое. Но чаще всего эти инициативы депутатов остаются без внимания. Простой пример. Выделяется земля под строительство магазина без конкурса, без оценки, без согласования с общественностью, без каких-либо обязательств по формированию доходной части бюджета. У любого человека возникает вопрос: кому и сколько дали? Чтобы этих сомнений не было, нужно делать все по закону, через аукцион или конкурс. А таких сделок в городе проведено много и все - без конкурсной основы. Депутаты возмутились таким положением дел и строго предупредили исполнительную власть, на что чиновники отре-агировали очень болезненно.

Понятно, необходимо продолжить совершенствовать межбюджетные отношения. Несмотря на гарантии бюджетного федерализма, местный бюджет является зависимым, т. к. его формирование связано с закрепленными и регулирующими доходами, объемы которых определяются через минимальный бюджет. Отсутствие реального сектора экономики муниципального образования, большая зависимость от финансовых средств республики, отсутствие доходных налоговых составляющих - налога на прибыль, НДС, акцизов, налога с транспортных средств - всё это говорит о декларационной самостоятельности местных бюджетов. Объем доходной части находится ниже объема минимально необходимых расходов, что привело к огромным долгам по всем статьям расходов. Один из основных должников - это ЖКХ (около 20 млн. руб.).

Если оценивать качество межбюджетных отношений России в целом, то для нее характерна крайне высокая централизация финансовых ресурсов на высших уровнях власти, более половины консолидированного дохода страны находится на федеральном уровне, около одной трети в регионах и только около пятой части - на муниципальном. Однако это не мешает федеральной власти ко всему еще и «сбрасывать» на уровень местного самоуправления так называемые «нефинансируемые объекты» - ведомственное жилье федеральных структур (в основном полуаварийное), к примеру, железной дороги, содержание памятников истории и архитектуры, объекты МВД и другие, т. е. передаются расходы, не подкрепленные финансами. Такие «подарки» город получил от Управления Горьковской железной дороги - аварийное жилье, ведомственное жилье, аварийные канализационные сети ЮЛ-34/2 и ряд других объектов.

Вот в таких непростых условиях приходится выживать местному самоуправлению. К сожалению, горожане чаще всего видят всю неустроенность в деятельности местной власти. Особое негодование у населения вызывают принимаемые депутатами городского Собрания постановления о повышении тарифов на услуги ЖКХ. Да, приходится принимать непопулярные решения, которые вызваны постоянным ростом цен на энергоносители, - электроэнергию, газ, бензин. От этих составляющих зависит рост цен на все жизненные условия и товары. Много нареканий от жителей звучит в адрес исполнительной власти: плохие дороги, нет тротуаров, город грязный, низкий уровень медицинского обслуживания, перебои с горячей водой, текут кровли домов, много домов находится в зоне оползня и др. Финансовые проблемы привели к тому, что город может остаться без кинотеатра, который арестован судебными приставами. Хозяйственные проблемы города существовали всегда и будут существовать еще долгие годы. Конечно, от профессионального уровня руководителя исполнительной власти зависит очень многое, но ведь его будут избирать в октябре 2005 г. сами жители. Значит, нужно очень внимательно подходить к выбору, чтобы на эту должность пришел достойный человек. По моему мнению, в законе отсутствует очень важный раздел, я бы его назвал «Требования к кандидатам на пост главы местного самоуправления». Необходимо очистить власть от случайных людей, не имеющих  специальной профессиональной, управленческой, хозяйственной подготовки. Во власть должны идти люди высокообразованные, знающие городское хозяйство, имеющие опыт руководящей работы, способные сплотить вокруг себя принципиальных, честных людей. Но такие нормы не прописаны законом, значит, остается надеяться только на удачный выбор народа.

Новый закон о местном самоуправлении, по оценке Президента России В. Путина, должен восстановить утерянное доверие народа к власти. Сегодня общество и власть разделены. Такой же разрыв между властью и горожанами произошел и в нашем городе. Недостаток финансовых средств в сочетании с непрофессионализмом управленческих структур, амбициозностью, интриганством, отсутствием слаженной работы в звеньях исполнительной власти вызывает негативное отношение горожан к власти как таковой.

Многие разумные инициативы депутатов городского Собрания по вопросам улучшения финансового состояния, застройки города, санитарной очистки, работы ЖКХ и во многом другом чаще остаются неисполненными. Мне как главе самоуправления приходится объяснять депутатам, которые являются непосредственными представителями интересов народа, почему исполнительный орган, подотчетный им, не выполняет принятые решения? При всем при этом исполнители власти создают определенное общественное мнение: что в городе сделано положительного - это администрация, а вот законы плохие - это депутаты. Хотя политико-экономическую базу всех принимаемых Собранием депутатов решений, в том числе и повышения тарифов на услуги ЖКХ, разрабатывает исполнительный орган, он же выносит на обсуждение депутатов. При рассмотрении тарифов мы многократно указывали на отсутствие в городе перспективной программы модернизации энергетических предприятий для снижения затрат и себестоимости услуг. Но, как говорят, воз и ныне там. При такой постановке вопроса авторитет у народа завоевать нельзя, народу безразлично, кто виноват, он дает оценку действию или бездействию всех властных  структур  вместе  взятых.

Учитывая непростую экономическую обстановку, Президент ЧР Н. Федоров уделяет особое внимание нашему городу. В 2004 и 2005 годах выделено более 37 млн. рублей на газификацию, в результате город газифицирован на 80%. С его согласия решается вопрос по возврату гражданам средств, вложенных ими в строительство уличных сетей в 1998-2003 годах, а это 11 млн. рублей. Город включен в программу развития водопроводных и канализационных сетей. В 2006 году будет открыт новый железнодорожный вокзал. Конечно, у главы республики много инициатив, но и сам город должен активно работать, чтобы каждый горожанин лично участвовал в наведении порядка у себя в доме, на улице, сквере - в этом и есть суть местного самоуправления.

В своей основе закон о местном самоуправлении правильный, но в нем очень много нерешенных вопросов. Если к управлению муниципальными образованиями придут опытные профессионалы, то издержки закона компенсируют своим опытом практической работы руководители. А если нет, то заложником реформ опять останется народ.

В завершение своих рассуждений хотел бы отметить, что успех реформ на местном уровне во многом будет зависеть от стабильности руководства республикой. Чувашия уже доказала состоятельность развития в новых условиях. Поэтому предстоящие глобальные перемены на местном уровне могут пройти менее болезненно, если у руководства республикой останется  Н. Федоров.

Олег ЕГУНКОВ, глава  самоуправления г.Алатыря.

«Республика», № 20, от 25 мая 2005 года.



"Республика"
02 июня 2005
00:00
Поделиться
;