г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

ЮНОСТЬ РОЖДАЛА МУЖЕСТВО

Наш алатырец - летчик штурмовой авиации лейтенант Сергей Николаевич Панфилов в годы Великой Отечественной войны на самолете «ИЛ-2» совершил шестьдесят восемь боевых вылетов, сражаясь с фашистскими захватчиками. Сегодня мы впервые публикуем его воспоминание-наказ нынешней молодежи, написанный около трех десятилетий назад: «Мы, алатырские парнишки и девчонки начала тридцатых годов, учились каждый день любить свою Родину всюду: на уроках в школе, на занятиях в различных кружках, даже во дворах собственных домов и на улице среди своих сверстников. Тогда редко кто из подростковой молодежи не мечтал стать моряком или летчиком.

Мне вспоминается 1933 год. В Алатыре сенсация: показательный полет на планере. Вскоре - открытие городской планерной школы. Десятки пацанов и девчушек осаждают отборочную медицинскую комиссию.

Отбор  придирчивый - на уровне летного училища. Мы, тройка неразлучных друзей детства - Витя Усов, Ваня Миронов и я, Сергей Панфилов, зачислены учлетами планерной школы. Вскоре она была преобразована в аэроклуб «Осовиахима», где началась подготовка летчиков-планеристов и парашютистов. Летное дело изучалось на аэродроме аэроклуба в поле за городской чертой, парашютная вышка была оборудована на колокольне Казанской церкви. И что характерно, совершать прыжки с вышки позволялось не только ученикам планерной школы, но и желающим горожанам.

После завершения учебы меня, как лучшего выпускника, оставили здесь в качестве инструктора Алатырской республиканской летно-планерной станции. Приток желающих заниматься на этой станции был непрекращаем. Мне довелось принять участие в выпуске трех групп учлетов. В числе первой группы хорошо запомнились имена Зои Парфеновой и Саши Кочетова, ставшими впоследствии Героями Советского Союза. В составе третьей группы был и Геннадий Волков, известный многим горожанам человек. Хотел бы видеть таковым многих из нынешней молодежи.

Мой путь в авиацию, постижение летного мастерства не был коротким: в 1936 году я уехал на учебу в Саратов. Там занимался в аэроклубе, повышал навыки в летном деле. В 1940 году поступил и учился в Военной Авиационной школе, в совершенстве овладел пилотированием самолетов У-2, Р-1, Р-5. Освоил специальность пилота-инструктора. Из Саратова был направлен в Оренбург, в Чкаловскую Военную Авиационную школу для повышения летного мастерства. Здесь освоил штурмовую авиацию, летал на самолете «ИЛ-2», овладел навыками высшего пилотажа, мастерством пилота-бомбардировщика.

В действующей армии судьба свела меня с отважными летчиками в составе 766-го штурмового авиационного полка, 3-й Воздушной армии. Это командир 1-й эскадрильи, Герой Совет-ского Союза Василий Зайцев - бывший сослуживец Василия Сталина, летчики Аркадий Версес и Павел Гавриленко, с которыми участвовал в боевых вылетах и сражениях в районе Витебска и Полоцка. Они бомбили вражеские боевые объекты, сталкивались в воздушных боях с авиацией противника, вели счет подбитым самолетам врага, часто попадали под обстрел вражеской зенитной артиллерии.

На фронте мы не произносили громких фраз об отваге и героизме, но когда вылетали на боевое задание, приходили в ярость и злость, в азарт и жестокую ненависть к врагу. В этой войне мы бились с непрощенным врагом, защищали большую и единую страну. Эту страну мы любили и были готовы отдать за нее жизнь. К этой любви я хочу призвать наше будущее поколение!»

В силу определенных обстоятельств письмо Сергея Панфилова оказалось не до конца написанным. Но в нем прослеживается позиция патриота Родины. Оно, несомненно, найдет отклик в серд-цах современной молодежи.

Сергей Панфилов во время боевых действий на фронте был вынужден дважды покидать с парашютом подбитые самолеты. Первый раз ему пришлось затем пробираться в одиночку с занятой противником территории через линию фронта к своим через несколько суток. Второй раз повезло больше: он попал на территорию отряда белорусских партизан. Оба раза на него приходили в родной дом «похоронки». И дважды он был «воскресшим» из мертвых.

Последний воздушный бой его проходил в небе над Кенигсбергом, в котором он получил тяжелое ранение. За мужество и героизм он удостоен орденов Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны I степени. После демобилизации по ранению он был вынужден  расстаться с авиацией, но до конца своей жизни не терял связи с боевыми друзьями, со своим напарником полковником Аркадием Версесом, преподавателем Военно-Воздушной Академии им. Ю.А.Гагарина, многими другими, боевыми товарищами.

 

К  публикации  подготовил  М.Караваев, нештатный  корреспондент «АВ».

 

Газета "Алатырские вести" от 11.06.2005 г. №69-70



"Алатырские Вести"
20 июня 2005
00:00
Поделиться
;