г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Знаете ли вы, что такое быть ребенком?

1.         Критика и ее плоды.

Следуя пожеланиям наших юных и взрослых читателей, редакция приняла решение открыть новую рубрику: «Педагогическая мастерская семейного воспитания». В семье воспитывают не только родители, но и дети воспитывают своих родителей, дедушек и бабушек.

Мы не свободны от взаимного влияния, и это хорошо, так как оно является одной из гарантий успеха и гармоничности процесса развития всей семьи и каждого ее члена.

Рубрику ведет наш постоянный автор, зам. директора гимназии № 6 по научно-методической работе Рыков Валерий Николаевич.

Лена Сатушкина училась в одиннадцатом «Т» - профильном классе, который называют «технический». В 2003 году Лена написала работу на тему: «Права детей, оставшихся без попечения родителей».

Вот что пишет о ее работе независимый (внешний) рецензент юрист-консультант Алатырской бумажной фабрики О.В. Лазарева: «Автором проделана значительная работа по изучению законодательства, литературы, научных публикаций. В работе проанализировано современное состояние и перспективы совершенствования защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, показано несовершенство отдельных положений действующего законодательства, сделаны самостоятельные выводы и предложения, имеющие практическую ценность».

Перечитываю работу Лены и в заключительной части нахожу:

«Знаете ли вы, что такое быть ребенком?

Это значит верить в любовь и красоту...

Видеть мир в каждой песчинке.

Видеть рай в каждом полевом цветке.

Держать бесконечность на ладони

И вечность в каждом часе...»

В мире так много детей, лишенных этих великих радостей. Давайте же сделаем все, что в наших силах, чтобы они смогли познать их в своей жизни».

Маргарет Тетчер (бывший премьер-министр Великобритании).

После посещения детского дома «Малютка» и беседы с главным врачом Валентиной Васильевной Пушистовой, посещения школы-интерната и беседы с зам. директора по воспитательной работе Светланой Викторовной Назаровой Лена решила завершить свою работу этими словами. Почему именно этими словами? Мне показалось, что мы, родители и учителя, недостаточно часто думаем о том, что значит быть ребенком, как мы к нему относимся и чему в итоге учим. Педагоги и психологи сформировали 15 «если», которые влияют на то, каким видит ребенок этот мир, чему учится у нас. Каждое «если» - целый мир отношений, эмоций, оценок, установок. Судите сами:

1. «Если ребенок растет в критике, он учится осуждать».

Я прошу своих учеников ответить на вопрос: «В чем сходство и различие понятий - критика, критиканство, критичность?» Вопрос сложный, и каждый может попросить помощь у родителей и обсудить с ними эти понятия. Однако проходит неделя, и почти весь класс готов зачитать определения из толкового словаря. Формально они задание выполнили, но разговора в семье не получилось. Причины разные: папа уехал на заработки, мама торгует, родители сами не знают, не захотели обсуждать, устали и им не до меня, у вас есть учителя, они объяснят и т.п.

Все это можно понять, но именно сегодня очень хорошая ситуация для родителей, ведь у них не просят денег, разрешения погулять попозже, купить что-то престижное. Ребенок приглашает вместе обсудить то, что ему важно понять. Мнение родителей способно повлиять на ребенка гораздо сильнее, чем работа учителя в течение нескольких уроков. Если позиции учителя и родителей близки, то начинает срабатывать такой метод воспитания, как убеждение. Оно строится на достоверных, подлинных фактах или сходстве взглядов, убеждений, позиций людей, которым, безусловно, доверяют, чей авторитет служит ориентиром, критерием истинности. Происходит не только прояснение смысла (а может и просто выяснение, т.к. признать свою некомпетентность в этой ситуации не зазорно) понятий, ценностных ориентацией, способов общения, но и тех взаимных претензий, которые накапливаются в семье. Взрослые нередко используют критику как инструмент воздействия. В словаре русского языка С.И. Ожегова «критика» толкуется как «обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательные суждения о чем-нибудь с целью вынести оценку». Первоначально «критика» в переводе с греческого означало «искусство разбирать, судить». С.И. Ожегов дает определение понятию «критиканствовать» - критиковать придирчиво, быть критиканом, т.е. тем, кто склонен все огульно критиковать, во всем видеть только недостатки. Я иногда ловлю себя на мысли о том, что наше поколение, выросшее в изобилии критики и самокритики, склонно «не обсуждать, разбирать», а более всего «судить», «видеть недостатки», указывать и т.п. Древние греки в критике видели «искусство разбирать», рассуждать, судить о чем-либо, но не «осуждать придирчиво». Как-то незаметно мы отказались от обучения искусству разбирать, так как оно требует взвешенного, деликатного, интеллектуального подхода к фактам, явлениям, деталям и запросто бьем тяжелой артиллерией критики в лоб, нередко гордимся тем, что мы способны «залепить в глаза все, что думаем». Думаю, что мои рассуждения не все готовы принять хотя бы потому,
что просто нас искусству «обсуждать, разбирать» не учили.

Сегодня в Конституции Российской Федерации (статья 1) записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Демократия предполагает, что граждане способны, владеют искусством критики, т.е. обсуждения и разбирательства.

Однако процесс освоения достаточно сложен, так как он предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение их применять с учетом личностных особенностей критикуемого, времени, места, состояния человека, себя самого (насколько авторитетен, значим для других, как сам поступал в сходных обстоятельствах и т.п.).       

В наших изданиях (к сожалению) трудно найти рекомендации на  эту тему, в которых бы давались четкие алгоритмы (определенная последовательность действий, способных привести к прогнозируемому результату).

Подобные рекомендации не только получают, но и учатся их применять менеджеры западных фирм, хотя сегодня в новом поколении учебников эта тема присутствует.

Приведу наиболее применяемые из них в нашей повседневной жизни.

 

Газета "Алатырские вести" от 04.10.2005 г. №121-122



"Алатырские Вести"
07 октября 2005
00:00
Поделиться
;