г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

«ЖИВАЯ ФОТОГРАФИЯ»: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Речь, конечно же, о нем, о          кинематографе, которому исполняется 110 лет. Вот они - первые знаменитые кинокадры: к железнодорожному вокзалу подходит поезд, на перроне суета - дамы в шляпах, мужчины в цилиндрах с саквояжами в руках. Снятые с помощью аппарата французского изобретателя Луи Люмьера, они были спроецированы на экран в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже 28  декабря 1895 года.

«Живая фотография» - так сразу же окрестили изображение - появилась в Алатыре в 1911 году. И алатырцы могут гордиться этим, потому что в те времена немногие уездные города могли позволить себе роскошь - иметь «синематограф Люмьера». А первым, кто рискнул это сделать в нашем городе, был бывший поездной ревизор И.Ф.Блохин. По одной версии, он попал в железнодорожную аварию, по другой - сильно простудился, сопровождая поезда. Так или иначе, но здоровье было подорвано, и ревизора комиссовали с работы. Немало времени потребовалось, чтобы отсудить у владельцев Московско-Казанской железной дороги денежную компенсацию за полученное увечье. Сумма значительная, но все равно ее не хватало для осуществления задуманного плана. До этого Блохин успел «заразиться» синематографом, лицезрев «живые фотографии» в Казани, в Симбир-ске. На полученные от железной дороги деньги Иван Федорович покупает каменный дом (на снимке) на углу улиц Симбирской и Вокзальной (ныне Ленина и Комсомола) и под залог его берет заем в 15000 рублей. Этого хватило, чтобы переоборудовать помещения под зрительный зал, фойе, кинобудку и закупить аппаратуру, кинофильмы у французской фирмы «Патэ». По рекомендации фирмы так стал называться и кинотеатр. Монтировал оборудование алатырец, студент Казанского электроме-ханического института Н.Пуш- ков. Он же стал и первым в Алатыре киномехаником.

Популярность невиданного доселе в уездном городе увеселительного заведения была огромной. И первое время интерес зрителей сосредотачивался не столько на содержании картины, сколько на необычайности зрелища. Люди дивились электрическому освещению.

В момент появления «иллюзиона» в первые годы после рождения кинематографа в городе крутились уже не коротенькие (пятнадцать-двадцать минут) ленты, а вполне полнометражные. К примеру, в афише, сообщающей о демонстрации драмы «Вавочка» (имя героини), вместе с ее содержанием указывалась и длина киноленты - 1800 метров. И вообще в афишах и программах того времени давалась максимально исчерпывающая информация о фильме. И не только о нем. На полях афиши о «Вавочке», отпечатанной в типографии М.А.Краснова, можно было прочитать о том, что аптекарским магазином Н.В.Кашигина «получен громадный выбор Рождественских и Новогодних открыток... Всегда имеется на складе свежая желудочная эссенция «Орано» от катара желудка и всех желудочных заболеваний». А вот еще: «Желаю поступить на должность машиниста, кассира, приказчика и т.д. Специалист по электротехнике как сильных, так и слабых токов». А какие душераздирающие названия давали фильмам: «Роман падшей», «И умерла любовь в расцвете славы», «Позабудь про камин - в нем погасли огни». Были и боевики - «До последней капли крови», «Почему я безумно люблю?». И созвучно названиям кипели на экране страсти. В главных ролях блистали В.Холодная,
О.Рунич, В.Максимов.

В каждый сеанс включали драму в четырех-шести частях, видовую, научную и комическую картину. Киносеансы делились на шесть отделений. После каждого - десятиминутный ант-ракт. Сверх программы можно послушать песни и романсы в исполнении певицы Марии Мартыновой под аккомпанемент пианиста М.Стефановского. Этот музыкант работал в кинотеатре тапером, то есть сопровождал показ кинокартины игрой на рояле. Кино-то было «немое», и музыкальное сопровождение помогало зрителю настроиться на определенную волну, лучше понять происходящее на экране.

Что играли таперы? Дальняя родственница, прожившая долгую жизнь в своем родном городе, скончавшаяся четверть века назад в возрасте 82 лет, все вспоминала некую Степанову, работавшую пианисткой в кинотеатре в годах пятнад-цатом-семнадцатом прошлого столетия. Имя, отчество
пианистки не помнила, а вот одна мелодия из репертуара таперши осталась в памяти на всю жизнь. Старушка часто ее напевала. И поклялась узнать, как называется старинная музыкальная пьеса и кто композитор. «Это будет делом чести», - сказала она нам. И ведь узнала. Как-то летним погожим днем шла по старой алатыр-ской улочке, обставленной деревянными домиками с палисадничками впереди, и услышала знакомую мелодию, льющуюся из открытого окна. Она буквально ворвалась в дом и увидела девочку-подростка за пианино... Потом старушка рассказывала нам: «Какая умница! Сидит, а перед ней старинные ноты. И так играет, так играет! Знайте, «Раненый орел» - пьеса композитора Присовского». Для музыкального «озвучивания» «великого немого» использовали и произведения Леонкавалло, Генделя, Блера и других известных и малоизвестных широкой публике композиторов.

О популярности нового вида искусства говорит и тот факт, что только за один год Блохин получил доход, которого хватило рассчитаться со всеми долгами. Успеху алатырского новооткрывателя от искусства позавидовало местное купечество. Позавидовало и рьяно взялось за дело. Через год в доме купца Антонова на улице Александ-ровской (ныне ул.Горшенина) открывается второй кинотеатр «Муленруж», а затем и третий - «Художественный» на улице Вокзальной (Комсомола) на месте нынешнего филиала Межнационального гуманитарно-технического университета Поволжья. Естественно, началась конкуренция. И.Ф.Блохин не стал далее испытывать судьбу, в 1914-ом продал «Патэ» и уехал из города.

После революции «Муленруж» закрыли, после чего в двухэтажном каменном здании располагались то телеграфно-телефонная станция, то статистическое управление, а в последние годы мировые судьи. «Художественный» переоборудовали в музыкально-драматический театр, который в 1919 году сгорел. И это место долго пустовало, пока перед войной здесь ни построили двухэтажное кирпичное здание под школу. Два года назад школу закрыли, и теперь здесь филиал университета.

Шло время. В 1918-ом ки-нотеатры были национализированы Советской властью. «Патэ» переименовали в «Свет», а позднее в «АРС». Но и этим дело не кончилось. В войну само название «АРС» кому-то показалось непатриотичным, иностранщиной. Вывеску сняли и повесили новую - «Алатырский городской ки-нотеатр». Провисела она до 1952 года, когда высокому партийному начальству опять ни пришла в голову мысль: слово «АРС», что в переводе с латинского означает искусство, не несет в себе идеологической угрозы. И прежнюю вывеску вернули на свое историческое место.

И еще одна страничка в жизни первого в Алатыре кинотеатра. В начале тридцатых годов прошлого столетия в нем установили звуковую аппара-туру, и с экрана заговорили и запели герои фильмов «Путев-ка в жизнь», «Златые горы». А потом народ валом валил на «Чапаева», «Веселых ребят», «Ивана Грозного».Не пустовали «АРС» и открытый в 1956 году новый кинотеатр «Октябрь» в послевоенное время, в шестидесятые-восьмидесятые годы, а в девяностые как обрезало.

Парадоксы времени: в июне 1915 года директор Алатыр-ского реального училища Д.П. Чирихин направляет содержателям кинотеатров «Свет» и «Художественный» письменное уведомление о запрещении учащимся посещать кинематографы, а в наше время людей туда ни пряником не заманить, ни силом не затащить. И первым сдал свои позиции «АРС». Если в «Октябре» последний раз массовый зритель был замечен года три назад, когда шел фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», то первый город-ской кинотеатр, старше которого нет во всей республи-
ке, закрылся лет пятнадцать назад. И только старинное каменное здание на углу улиц Ленина и Комсомола напоминает о славном прош-лом кинематографа, не выдержавшего конкуренции с монстром, название которому  теле-аудио-видео.

 

Ю.ЗАХАРОВ. Газета «Алатырские вести» от 21  января 2006 г. № 7-8



"Алатырские Вести"
03 февраля 2006
00:00
Поделиться
;