г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

ТЕАТР УЖ ПОЛОН ИЛИ КАК В АЛАТЫРЕ КНЯГИНЯ ОБОЛЕНСКАЯ ИГРАЛА РОЛЬ ГОРНИЧНОЙ ГЛАШИ

Драматическому театру, работающему при городском Дворце культуры, звание народного было присвоено пятьдесят лет назад в числе первых ста театров РСФСР. Признание заслуженное. У нынешних алатырских драматических артистов богатое наследие, славные традиции. Особенно большого расцвета театральное искусство в старинном уездном городе получило в конце 19 - начале 20 веков. Об этом и говорится в очерке журналиста Юрия Захарова.

Афиши извещали алатырцев: «10 мая 1910 года: летний театр Н.А.Бугрова. В непродолжительном времени - открытие сезона труппой московских драматических артистов под режиссерством преподавателя драматических курсов Казанского отделения Императорского русского музыкального общества, артиста Николая Дымова... День открытия сезона будет объявлен особыми афишами».

И вот по городу расклеены новые афиши: «Представлено будет «Живой труп» - драма в шести действиях и двенадцати картинах Л.Н.Толстого. Начало в 9 часов вечера».

Зрители начинают собираться задолго до начала спектакля. Сюда, в Рождественский переулок, где стоит красивое деревянное здание летнего театра, горожане приходят принаряженные и в основном парами. Публика самая что ни на есть разношерстная: от князей Оболенских и Тенишевых, мелкопоместных дворян и купцов до конторских служащих, мастеровых железнодорожных мастерских и приказчиков. И само собой разумеется - здешняя интеллигенция: учителя реального училища, мужской гимназии и жен-ской прогимназии, врачи.

Погожий летний вечер. Еще светло. Торопится народ. Многие о билетах позаботились заблаговременно. После объявления о начале сезона сразу же открылась предварительная продажа билетов на первые три спектакля. А кто-то обзавелся месячным абонементом с пятипроцентной скидкой. В кассе входные билеты стоили от 15 копеек до 2 рублей с включением благотворительного сбора. Дорого ли это? Месячный заработок мастерового
(то есть квалифицированного рабочего) Алатырских железнодорожных мастер-ских тянул к сорока рублям. А пуд пшеничной муки - 70-80 копеек. Перед началом спектакля или в антракте можно было за-глянуть в буфет, где наряду с горячими и холодными закусками имелся широкий выбор прохладительных напитков, отечественных и заморских вин.

И вот, «взвившись, занавес шумит». В роли Протасова - Н.Томилин, его супруги Елизаветы Андреевны - М.Смирнова. Молодую цыганку Машу играет С.Мельникова. И еще одно имя - роскошное, истинно актерское - Чарский. Такое не может естественно существовать в природе, его можно только придумать. М.Чарский сразу в двух ролях - Вознесенского и молодого адвоката. Около двадцати пяти актеров занято в спектакле, вместе с режиссером В.Галинским, игравшим князя Обрезкова. А зрители с нетерпением ждут второй картины, когда на сцену выйдет Маша и вместе с хором  будет петь цыганские песни. Ах, как звучали в исполнении Мельниковой «Кановелла», «В час роковой», «Величание».

А потом был, как указано в программе, «последний - прощальный спектакль» - «Князь Серебряный». В этой исторической драме, поставленной по роману
Алексея Толстого, занят в основном тот же состав. И только в роли одного из опричников появляется «новичок» - К.Бабочкин. Кем приходится он тому артисту, который запомнился всем нам по кинофильму «Чапаев»?

В конце августа, дав последний спектакль, столичные артисты разъезжаются. На этом в уездном городе театральный сезон не завершается. Здесь уже не первый год работает местная труппа драматических актеров. Появилась она не на пустом месте и в своей подвижнической деятельности опиралась уже на сложившиеся традиции. Сохранились, к примеру, сведения о том, что в большом каменном двухэтажном и, пожалуй, самом красивом в Алатыре здании, построенном в конце прошлого века на Казанской улице богатым купцом Д.К.Поповым, имелся театральный зал со сценой. Последние пятьдесят с лишним лет здесь размещались цеха обувной фабрики. Так вот, тот театральный зал сдавался приезжим артистам. Здесь, кроме драматических спектаклей, ставили сцены из опер и балетов. А в 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина задумали поставить его «Русалку». Спектакль на этот раз любительский, с участием местных актеров. Но сделать его предполагалось с размахом. Для оформления пригласили молодого художника-самоучку мордвина Нефедова, ставшего впоследствии знаменитым Степаном Эрьзей. От родительского дома до театра Попова рукой подать. Вот и зачастил туда молодой художник. И не зря. Спектакль прошел с большим успехом. После этого Эрьзю пригласили работать художником-декоратором.

И еще один любопытный факт. В двух-этажном каменном здании на улице Симбирской (ныне улица Ленина) вместе с земской управой, занимавшей небольшую часть нижнего этажа, разное время соседствовали то Алатырское благотво-рительное собрание, то мужская гимназия, то... дворянская опера. К сожалению, более подробных сведений об этой опере, «феномене» уездного города, пока не имеется. Но уже тот факт свидетельствует о существовании в уездном городе культурного пласта, на котором потом родился профессиональный театр Бугрова.

Из программы на 20 июня 1913 года почтеннейшая публика узнает, что в театре Н.А.Бугрова - бенефис М.Белозерской. В комедии «Генеральша Матрена» (сочинение В.Крылова и И.Северянина) она играет Матрену Савишну, жену генерала
Курлятьева. В других ролях Оболенские - он и она, Раевская, Истомин. Правда, интересные имена, о многом говорящие. К примеру, о том, что их обладатели принадлежат к знатному и древнему роду на Руси. К сожалению, инициалы указаны только у Оболенского - К.К. Упаси боже от обвинения автора этих заметок в преклонении перед бывшими «великими мира сего». Но дело в том, что как ни крути, а само «наличие» их уже в какой-то мере обогащало культурный слой в небольшом уездном городе. А то, что здесь жили представители княжеских родов, факт бесспорный. И не только жили, но и занимались каждый своим скромным и нужным делом. В том же «Алатырском листке объявлений» за 1 сентября 1909 года можно было прочесть такие строки: «В частном женском учебном заведении княгини В.П.Оболенской - прием учениц в первый, второй и третий классы...». Может быть, она и есть та самая актриса, игравшая в «Генеральше Матрене»? Жили в Алатыре и князья Тенишевы, чей дом, далеко не княжеского вида, стоит сейчас на углу улиц Стрелецкой и Гончарова.

Но продолжим рассказ о театральной жизни в уездном городе. Программа в день бенефиса госпожи Белозерской состояла из двух отделений: в первом - сам спектакль, во втором - концертные номера. Исполнители - те же. Скажем, Оболенская только что в «Генеральше Матрене» отыграла роль горничной Глаши, а во втором отделении она исполняет арии из оперы «Чародейка». Сорохтина поет русские и цыганские песни и романсы, разыгрывает сценки из оперетты «Цыганский барон». А сам режиссер-постановщик концертной программы Оболенский выходит на сцену с мелодекламациями. Актер труппы Я.Щербакова у себя на дому еще и дает уроки дикции и декламации.

Как ни удивительно, но театральная жизнь в Алатыре продолжала бить ключом и в год октябрьского переворота, и после, и во время гражданской войны, голода и разрухи. Казалось бы, до театра ли, но люди ходят, смотрят. Мало того,  в городе строится еще один летний  театр, ни много ни мало, а на тысячу мест. Правда, места скамеечного типа, но все равно внушительно, впечатляюще. Но и удивляться особенно не стоит. Как раз в те годы многие артисты из столичных театров, спасаясь от голода и холода, бежали в относительно сытую российскую глубинку. Не составляло особого труда заключить контракт на гастроли таких известных актеров, как Н.Панов, П.Орленов, Н.Гаирова. И так случалось, что в это время Алатырь становился одним из немногих уезд-ных городов России, где собирались значительные культурные силы. В 1920 году в национализированном доме Попова открывается институт природоведения. Лекции читают профессора из Москвы, Петербурга, Казани. Хозяин в «доме» сменился, но театр пока еще не закрывают. И даже встает вопрос об организации в Алатыре профессионального союза. Вопрос решился без особых проволочек, и в городе появилось правление Всероссийского союза работников искусства (Всерабис).

В местной газете «Путь революции» едва ли не в каждом номере шли информации о событиях театральной жизни города, рецензии на состоявшиеся спектакли. Проводились диспуты. К примеру, на такую тему: какое искусство нужно народу - то, которое вне политики, или как орудие политической и общественной агитации».

В начале двадцатых годов еще допускался плюрализм мнений. Еще в концерт-ные программы включалось кабаре, и артистки Веровская и Ланская конкурировали в песенках Вертинского, но уже начинали прорываться раздражительные нотки по поводу репертуара заезжих и местных артистов. Вот так, к примеру, досталось однажды и Немировичу-Данченко. Его пьеса «Цена жизни» шла в Алатырском народном театре (да, был и такой в те далекие годы - тезка нынешнему). Автору досталось от критика за его точку зрения на любовь, которую он считает «исцелительницей всего и ради которой как будто и жить стоит». «У трудящихся же подобного вопроса быть не могло и не может, - заключает критик в своей рецензии. - У трудящихся, особенно в сознательной их части, есть, хотя и тернистая, но прямая дорога - дорога к социализму. Не трудная, жалкая, похотливая любовь-исцелительница есть, а сильная спайка братства народов». Вот так, не больше, не меньше. Между тем, пока под рукой ничего агитирующего за социализм еще не было, на подмостках сцены продолжала идти жизнь, навеянная образами из пьес Чехова, Островского, Льва Толстого... Зрительные залы не пустовали. Публика, большая часть которой жила впроголодь, выкроив время между бесконечными коммунистическими субботниками, заседаниями клуба III Интернационала и сбором теплых вещей для красноармейцев на фронте, желала не только хлеба, но и зрелищ.

А чего желает современная публика? Уверен, многие даже не подозревают о существовании в Алатыре народного драмтеатра. А жаль. Времена меняются, как и вкусы. Люди перестают ходить даже в кинотеатры. Мир заполнили телевидение, «видики» и дискотеки. Вкусы меняются, и от этого иногда становится  грустно.

 

Газета "Алатырские вести" от 21.02.2006 г. №22



"Алатырские Вести"
27 февраля 2006
00:00
Поделиться
;