г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

СЛУЖЕНИЕ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

На предложение написать о Шумиловых в газете глава семьи бывший машинист тепловоза, орденоносец Николай Михайлович Шумилов ответил: «Таких, как мы, в Алатыре много. В далекие пятидесятые годы мы, молодежь, сильно тянулись на железную дорогу. Там трудились наши отцы, деды. Да и зарплата была приличной. А чего стоила форма! Темно-синие шинели с блестящими пуговицами, обшитые светлой серебристой нитью погоны начальствующего состава. Вот тогда-то потянулся сюда и я. Подал документы после семилетки в железнодорожный техникум. Выбрал специальность техника-механика паровозного хозяйства.  Преподаватели в Алатырском техникуме железнодорожного транспорта  были толковые, и поэтому выпускников отсюда уважали. Никогда не забуду, как первый раз на практике поднялся в кабину «Лебедянки» - сильные были паровозы. Нас оберегали машинисты, помощники. Сначала ставили  рядом с кочегаром, чтобы мы присмотрелись, как топят эту махину. Производили смазку дышел, других трущихся частей паровоза. С поездки возвращались усталые, но до бесконечности  счастливые, радуясь тому, что становились машинистами. А это был предел мечтаний юношей моего поколения».

Но не скоро выпускнику техникума Николаю Шумилову пришлось сесть за правое крыло паровоза. Сначала кочегарил. Был помощником машиниста на знаменитой железнодорожной станции Муром. Отсюда Николай ушел на службу в армию. Ему посчастливилось попасть в железнодорожные войска. Опять родная стихия - паровозы, только маневровые. Обслуживали части войск, которые находились в районе Грозного. Тогда еще там царили мир и спокойствие. Солдата-железнодорожника Шумилова ставили в пример. Был дисциплинирован. Задание выполнял точно и в срок.

После демобилизации Шумилов узнает, что вся Горьковская железная дорога переходит на тепловозную и электрическую тягу. В кабинете заместителя начальника Алатырского депо А.И.Макарова у бывшего солдата состоялся разговор о необходимости освоить тепловоз, а пока ему предложили поработать помощником машиниста на маневровых паровозах.

Шумилов не стал ждать у моря погоды. Все обсудил дома и решил поступать на тепловозное отделение своего родного техникума. Близкие и сослуживцы это решение одобрили, хотя, по признанию Николая Михайловича, его очень тянуло на танцы, на прогулки с друзьями. Но он понимал, что упустить время - значит остаться навсегда на паровозах, которые толкают вагоны на станции.

Помогли Шумилову и курсы, которые были организованы при депо, чтобы ускорить обучение паровозника на тепловозника.

Вскоре Николай Шумилов садится за реверс тепловоза. Молодой машинист досконально изучил технику вождения. Он с успехом водит грузовые поезда. Активно включился в соревнование по вождению большегрузных поездов.

Участок железной дороги Алатырь-Канаш считается сложным. Здесь есть крутые подъемы, спуски. И вести по этой линии поезда весом 200-400 тонн отваживался не каждый машинист. Но послевоенная молодежь была упорной, что намечали - делали с удвоенной энергией. Было с кого брать пример. В стране звучало имя передовика машиниста Кривоноса
и других  энтузиастов.

Когда Николаю Михайловичу Шумилову вручали орден Трудовой Славы III степени, он был сильно взволнован. Только и смог сказать начальнику дороги «Спасибо!». А высокое начальство добавило: «Вам, дорогой Николай Михайлович, спасибо за ваш труд».

Потом были и другие награды - две медали, Знак «Отличник соревнования железнодорожников», Почетные грамоты.

В жизни у Николая Шумилова были и горькие минуты. После тяжелой болезни у него умерла первая жена Элеонора Николаевна. На руках остался сынишка Володя. Но, как говорят в народе, время лечит. На пути встретилась прекрасная женщина Ни-на Михайловна. Она до сих пор преподает в Алатырском техникуме железнодорожного транспорта. Ее уважают и ценят в коллективе. Но самое большое уважение к Нине Михайловне дома. Ведь она вместе с мужем воспитала троих сыновей. И каждый из них ценит и любит своих родителей.

Профессию железнодорожника сначала освоил старший сын Шумиловых Владимир. Окончил техникум, отделение тепловозного хозяйства. Получил права машиниста тепловоза. Сейчас он имеет II классность. Его ценят в коллективе. Радуются за него его жена Ирина Владиславовна, главный бухгалтер АТЖТ, сыновья Александр и Олег. Их дед очень доволен, что внук Олег избрал профессию железнодорожника, окончил тепловозное отделение, сейчас учится  в  вузе.

Второй сын Михаила Николаевича и Ирины Владиславовны Александр
закончил ЧГУ, был  стипендиатом Президента Чувашии, сейчас работает самостоятельно в торговле.

Николай Михайлович и  Нина Михайловна гордятся средним и младшим сыновьями Михаилом и Алексеем. Они по их примеру стали профессиональными железнодо-рожниками. Михаил после окончания железнодорожного техникума успешно учился в Санкт-Петербургском военно-транспортном институте. Сейчас служит в железнодорожных войсках, занимает должность заместителя командира части по эксплуатации.

Младший сын Шумиловых Алексей также учился на тепловозника в Алатырском техникуме железнодорожного транспорта, потом по направлению повышал знания в Московском институте железнодорожного транспорта. Во время учебы получал именную стипендию ученого совета. После окончания вуза был направлен в Казанское отделение Горьковской железной дороги. Сейчас Алексей здесь ведущий инженер.

- Вот и вся наша биография, - говорит Шумилов-старший. - Я рад, что мои дети и внуки продолжают работать там, где они нужны Родине. Главное, что они трудятся по совести, а это уже немало.

 

Газета "Алатырские вести" от 07.03.2006 г. №28-29



"Алатырские Вести"
16 марта 2006
00:00
Поделиться
;