г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Храни нас, Спас Нерукотворный

    Сегодня уже никому не приходится доказывать эстетическую ценность иконы. Реставрационные открытия на рубеже XIX – XX вв. позволили увидеть освобожденные из-под вековых наслоений светлые иконные лики. В это же время ведущие русские богословы и философы осмысливали икону как духовный феномен. Одним из первооткрывателей иконы был  Е.П. Трубецкой. Название его работы «Умозрение в красках»  уже заключает определенную концепцию: философ открывает икону как один из видов богословия на Руси. За ним последовали о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский и  другие.

       Но исторические события сложились так, что искания в этой области не получили дальнейшего развития. И только буквально в последние десятилетия появились люди, которые всерьез стали заниматься искусством иконописания и богословским осмыслением иконы.

       Вместе с тем, как представляется, именно сегодня иконе угрожает опасность. Очевидно в каждой православной семье должны быть образы Богородицы, Спасителя, святых покровителей членов семьи, но икона, растиражированная миллионами экземпляров, утрачивает духовность ее делания. Печатный станок заменяет живой опыт веры иконописца.

    Об иконе, как о произведении искусства и одновременно религиозном озарении художника, полном молитвенного и аскетического напряжения, рассказывает выставка икон «Храни нас, Спас Нерукотворный», организованная Алатырским краеведческим музеем.

      Представленные иконы - самые разные по уровню исполнения. Их отличает важное качество – подлинность. Подлинность в том, что художественные средства и способ художественного мышления  свидетельствуют об Истине. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

       В названии выставки пересеклись несколько смыслов. Нерукотворный Спас,  по церковному преданию, является первой иконой Спасителя, что символично для первой подобной выставки в городе. Икона Нерукотворного Спаса, укрепленная над городскими воротами, защищала Алатырь. Утраченная во время пожара, она вновь была обретена, явив свою чудотворную силу.

       Будучи форпостом православия, наш город не раз был свидетелем того, как Господь являл ему милость свою и чудо через иконы.

      На выставке мы узнали и об удивительных судьбах алатырских святынь – иконе Усекновения Главы Иоанна Предтечи и иконе Казанской  Божией  Матери.

    Одна из витрин выставки посвящена строению православных иконостасов. Иконостас был создан, чтобы помочь верующим постичь суть происходящего на литургии. Представленные в этом разделе иконы удивительно архитектурны. В соответствии с линиями храма человеческие фигуры иногда чересчур прямолинейны, иногда, напротив,-изогнуты соответственно линиям свода. Подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, эти образа иногда удлиняются, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика. Архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей - подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над  индивидуальным.

     Иконостас - явление, получившее развитие только в русской традиции. В свое время о. Павел Флоренский опоэтизировал иконостас. Однако один из выдающихся современных иконописцев архимандрит Зинон предлагает не отделять алтарь от храма, поскольку все пространство в храме равноценно. Мысль спорная, но как говорил о. Сергий Булгаков, «Жизнь церкви никогда не исчерпывается прошлым, она имеет настоящее и будущее и всегда равно движима Духом Святым».

     Рассматривая старинные репродукции и фотографии алатырских иконописцев В.А. Тылюдина, С.Я. Шувалова, прославленного скульптора Эрьзи, невольно сравниваешь их  иконопись с современной.

      Изготовление икон и для массового спроса в своих истоках является религиозным творчеством. Церковь прославляет некоторых своих святых именно как иконописцев, и первый среди них евангелист Лука, начертавший икону Божией Матери. Однако работа иконописца в современном мире часто превращается в откровенно коммерческую. Отсутствие вкуса, некомпетентность становятся, к сожалению, неотъемлемой частью церковной культуры.

     Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II советует в этом вопросе не полагаться на свое восприятие и не создавать иконостасов или настенных росписей, чуждых русской традиции, основанной на богословском и молитвенном опыте святых отцов, а приглашать консультанта-искусствоведа.

      В работах алатырских мастеров, насколько об этом можно судить по представленным документам, просматривается тот творческий метод, благодаря которому икона становилась источником божественной благодати, идущей от запечатленного с помощью красок на доске Образа Бога, каким Он явлен в мир, каким Его видят святые.

      Сейчас все настойчивее выражается потребность окружать себя, при молитвенном обращении к Богу предметами, которые своими формами, благородством своих линий создавали бы высокое настроение. Резные композиции, выполненные художником А.Шлягиным и его учениками, – образец высокого мастерства. Работы этого мастера украшают интерьеры многих городских храмов. На выставке можно увидеть также и работы художников-иконописцев Сысковых - Владимира и Ирины, ведущих творческие поиски в рамках традиционных канониче-ских форм православного искусства.

      Примером искусности и усидчивости мастера являются изображения икон, вышитых на ткани. Их автор Т.А. Старева представила 12 таких работ.

       Гордость за свой город наполняет сердце, когда узнаешь о том, сколько русских царей и императриц жаловали Алатырю и алатырским монастырям книги, иконы, земли, церковную утварь. И горько, и больно мне, как коренному алатырцу, было рассматривать документы об изъятии церковных ценностей в 20-30 гг. За сухими цифрами отчетов виделись тысячи новомучеников Церкви, нашедших в лагерях свою Голгофу. Среди убиенных были и мои прадеды – священники И. Векшин  и  М. Вознесенский. Эта страница истории тоже имеет непосредственное отношение к иконе, ибо мученичество во имя Христа запечатлевает в человеке Лик Божий.

     Определение священника Павла Флоренского «Храмовое действо – это синтез искусств» можно отнести к той части выставки, которая посвящена церковному убранству, предметам декоративно-прикладного искусства, иконоуборческому  промыслу.

       Св.Симеон Солунский учил, что надо почтительно относиться к каждому предмету, созданному во имя Божие, ибо все эти предметы нас просвещают, освящают и побуждают больше любить Бога.

       Однако искусное исполнение еще не делает изделие святыней, а только способствуют этому. 
       Духовный заряд, который излучают представленные священные предметы, нерукотворен. Это Благодать Божья, переходящая от мастера по его вере, молитве и  теплоте сердца.

      Сегодняшний мир нуждается в Образе. Для человека секулярной культуры икона является несомненной эстетической ценностью, и в то же время он раскрывает в ней неисчерпаемые информационные возможности. Человек верующий не может удовлетвориться одним только духовным созерцанием Бога, он ищет и непосредственной осязаемой близости. Ищущий истину увидит в иконе мостик между мирами: видимым и невидимым, миром культуры и миром откровения. Для входящих в церковь икона раскроет образно-символическим языком содержание догматов много глубже, чем словом. Об этом и многом другом и поведала выставка «Храни нас, Спас Нерукотворный» и ее автор – хранитель фондов и экскурсовод  Е. Раздьяконова.

 

 

 

 

Газета "Алатырские вести" № 7-8 от 20.01.2007

 



"Алатырские Вести"
23 января 2007
00:00
Поделиться
;