г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Преданья старины требуют пересчета

В 2006 году, после истории с кражей из Эрмитажа, о музеях заговорили так громко, что услышали даже те, кто не знает, где сии хранилища истории находятся. Это была скандальная популярность, чему сами музейщики были вовсе не рады. Однако само бурное обсуждение накопившихся вокруг сохранности исторических ценностей проблем показало, что в стране не равнодушны к развитию музеев. На такой чувствительной ноте 20 марта в Чувашском национальном музее работники музеев республики приступили к обсуждению итогов прошлого года.


В России началась широкомасштабная ревизия музейных фондов. Такой проверки в стране не было за всю историю государства. Правительственная комиссия во главе с Дмитрием Медведевым уже приступила к делу. В регионах готовятся к встрече с гостями-ревизорами собственным усилением учета и охраны ценностей. В Чувашии, оснастив новейшей охранно-пожарной сигнализацией государственные музеи, уже приступили к их филиалам. 100 тысяч рублей выделено, например, для «сигнала» музею комдива В.И. Чапаева. В Министерстве культуры республики издан приказ «О сверках наличия музейных коллекций». Этот документ обязывает директоров музеев до 2009 года тщательно проверить свои фонды и коллекции. Им в помощь и для создания единой системы учета музейных предметов Минкульт приобретает специальную справочную систему АС «Музей-3». Такой прогресс должен обеспечить доступ к оцифрованным изображениям любого экспоната на любом расстоянии.

Правда, тут есть один нюанс. Не во всех музеях республики, особенно общественных, есть компьютеры и даже просто цифровые фотоаппараты. В культурных хранилищах глубинки их практически нет: похвастаться такой техникой здесь могут лишь 3-4 музея. Директор Национального музея Эдуард Бахмисов призвал коллег зарабатывать на это оборудование самим.

Кстати, понятия музей и доход – вовсе не антагонисты. Даже на нашей скромной почве. Например, дом-музей Н.И. Лобачевского заработал за прошлый год 55 тысяч рублей. И действительно купил себе самостоятельно все вышеперечисленное. Правда, в Козловке, где находится дом-музей, все лето швартуются теплоходы. Три тысячи гостей, которые интересовались Лобачевским, были именно плавучими туристами. Однако и Яльчикский музей в заработке отстал совсем ненамного – 43 тысячи рублей. Причем на одних вышитых салфеточках яльчикцы пополнили музейную кассу на полторы тысячи. Теперь вот и в Яншихово-Норваши привезли из Иваново такую роскошь, как полсотни картин Никиты Сверчкова. Для знакомства с такой коллекцией любознательных туристов автобусами надо возить! Посиделки в мариинско-посадском музее купеческо-мещанского быта – тоже весьма колоритный сувенир плавучим и пешим отдыхающим.

Музеям теперь многое надо делать самим. В том числе и отстаивать свою необходимость перед главами поселений, которым вовсе не вменяется в обязанность содержать исторические и прочие музейные коллекции на своей территории. А вот правом закрыть такой народный очаг культуры глава поселения обладает. Об этом музейщиков предупредила начальник отдела аналитической работы и стратегического планирования культурного ведомства Роза Лизакова. Сегодня большинство руководителей в глубинке понимают важность сохранности наследия, но ведь главы меняются. Поэтому музейщикам рано обольщаться «почетным» званием «последних святых на Руси». Им теперь надо еще уметь убедить окружающих, главу поселения в первую очередь, что их музейные «избушки» необходимы как воздух. К тому же за сохранность музейных фондов эти убеждающие несут полную ответственность перед государством и законом.

Но и это еще не все. Доказав необходимость и обеспечив сохранность, настанет пора разобраться, наконец, с вышедшими в тираж экспозициями. Морально и технически устаревшие, они больше отпугивают, чем пробуждают интерес. Формы подачи культурных ценностей запылились не меньше самих давних хранилищ. Из старых музеев глубинки приятным исключением в этом является Алатырский краеведческий, где поняли, что музей – создание, скорее, живое, чем наоборот. Новенький «Бичурин и современность», оснащенный по всем статьям, в том числе и Интернетом, и имеющий необъятную перспективу чувашско-китайских параллелей, тоже приятно выбивается из проблемного ряда.

Правда, местные передовики музейного производства сразу начинают ориентироваться на иные стандарты. В Алатыре, например, уже «созрели» для штатного дизайнера. Здесь готовы оплатить такую ставку, но, кроме уже известных в этом деле Матросова, Ювенальева и Сизова, которые бывают в глубинке наездами, в Чувашии нет других художников, сведущих в музейном деле. Тем более молодых, тем более желающих ехать в район. В Национальном музее, ставшем после реконструкции недосягаемым эталоном музейного устройства для коллег из районов, задумались об активизации обменных выставок. Но таким музеям, как шумерлинский или урмарский, которые находятся буквально в разобранном состоянии, пока не до культурных обменов. И не до собственных дизайнеров. У многих музеев даже не решен вопрос о статусе, они не имеют юридического лица. А без такового музей не может не то что добиваться для себя статьи в бюджете, но даже на гранты претендовать.

Одним словом, проблем – воз. Но мода на музеи, захватившая мир и уже перекинувшаяся на Россию, не может обойти и нашу территорию. И культура просто обязана этим воспользоваться. Как говорит один известный мультперсонаж, общественный труд в мою пользу – он облагораживает.

Цифры

В республике функционируют 3 государственных с 5 филиалами и 8 муниципальных музеев. Их основные фонды насчитывают более 200 тыс. единиц. По сравнению с прошлым годом численность фондов увеличилась на 5,6 тыс. предметов. В Чувашии также 36 общественных музеев.

 

Газета "Советская Чувашия" № 57 от 24.03.2007 г.



"Советская Чувашия"
28 марта 2007
00:00
Поделиться
;