г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Спецвыпуск, посвященный проблемам алкоголизма, наркомании и других видов зависимости

С 12 по 22 марта в Алатыре проходят «Дни профилактики наркомании». Разделяя тревогу общественности по поводу распространения этого пагубного порока, редакция «Православного Алатыря» хочет предложить читателям ряд материалов, раскрывающих мнение Церкви по этим проблемам, вскрывающих духовно-нравственные предпосылки, как наркомании, так и других видов зависимости.

 

Мнение Русской Православной Церкви

В Священном Писании и в творениях святых отцов мы многократно
находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания, как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.

«Пьянство - вражда на Бога... Пьянство - это добровольно накликаемый бес... Пьянство отгоняет Святого Духа», - писал святитель Василий Великий. «Пьянство - корень всех зол... Пьяница - живой мертвец... Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним... Пьянство... - это многообразный и многоглавый зверь... Здесь вырастает у него блуд, там - гнев; здесь - тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь... Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», - наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны... Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», - свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Еще более пагубной является широко распространяющаяся наркомания - страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым для действия темных сил. С каждым годом этот страшный недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование - особенно в молодежных кругах - особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального» и даже непременного атрибута общения.

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на
острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь
(из документа «Основы социальной концепции РПЦ», утвержденного Архиерейским Собором в 2000 г.).

 

Мнение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Проблему наркомании и алкоголизма нельзя рассматривать без учета духовной обстановки в России. С одной стороны, мы являемся свидетелями всестороннего развития церковной жизни: восстанавливаются ранее поруганные и разрушенные храмы и монастыри, открываются духовные школы, издается православная литература.

Однако духовно-нравственное состояние общества по-прежнему доставляет много поводов для беспокойства. Десятилетия гонений, которым подвергалась Церковь, экономические и социальные потрясения, проповедь «легкой и красивой» жизни, поток псевдокультуры, обрушившийся на нашу страну, — все это приносит весьма печальные плоды. К пьянству, терзающему наш народ уже не одно столетие, прибавилась новая беда — наркотики, причем это зло в основном распространяется среди молодого поколения. Статистические данные свидетельствуют о том, что каждый третий студент и ученик старших классов уже знаком с наркотиками на собственном опыте. Заставляют содрогнуться и цифры, свидетельствующие о детской преступности, теснейшим образом связанной с наркоманией и наркобизнесом. В последнее десятилетие значительно возросла алкоголизация России. По разным данным, не менее 20% населения подвержены алкоголизму. Из них лишь незначительная часть пытается хоть как-то бороться с пороком. В состоянии алкогольного опьянения совершается огромное количество преступлений. В немалой степени это обусловлено тяжелым наследием государственного атеизма, исторгавшего из человеческих сердец имя Божие и непреходящие Евангельские ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня мы считаем не только воссоздание поруганных святынь, но и возрождение человеческих душ.

По глубокому убеждению Церкви, пьянство и наркомания — это грех, ставший болезнью. Мы знаем, как подчас трудно человеку, поработившему себя алкоголю или наркотикам, освободиться от пут страсти, разрушающей душу и тело. В такой ситуации работа врачей и психологов незаменима. Однако помощь будет эффективной лишь в том случае, если не будет ограничиваться мерами медицинского характера. Зависимость от рюмки и наркотика — прежде всего серьезный духовный недуг, ложная попытка заполнить внутреннюю пустоту, заглушить боль, уйти в иллюзорный мир. Поэтому Церковь требует от своих служителей и чад активности, обращаясь к каждому из них словами апостола Павла: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4: 2).
Пастырские беседы, исповедь, причащение Святых Тайн Христовых приводят алкоголика или наркомана к здоровой, активной жизни, возвращают его семье и обществу.

Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских. Уже сейчас некоторые священники активно занимаются помощью наркоманам и алкоголикам. Создаются церковные реабилитационные центры, братства и сестричества. Убежден, что эта деятельность будет расширяться и приносить благие плоды.

Свобода – ключевое понятие, без которого невозможно осмыслить эпидемию нарко- и других зависимостей современного человека. Следует однако уточнить, что под словом свобода для религиозного и нерелигиозного («светского») человека скрываются разные понятия.

Светское (и юридическое) понятие свободы хорошо известно: свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Об этой свободе было написано на знаменах французской революции («Свобода, равенство, братство»), за эту свободу проливали кровь в русских революциях («Долой самодержавие! Да здравствует свобода»). Это свобода внешняя. Данное понимание свободы связано с другим важным понятием современного общества – «права человека». Человек имеет право делать то, что не запрещено законом. С этой точки зрения принимать наркотики или другие вещества, влияющие на сознание, человек имеет право, законом это не запрещено (как это было при советской власти, когда немедицинский прием наркотиков был нарушением закона). Поэтому употребление наркотиков – личный выбор человека, то есть сфера его личной свободы. Эта свобода делать все, что не запрещено, не только свобода внешняя, но и свобода мнимая. Об этом прекрасно сказал Достоевский «Провозгласили: «свобода». Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все, что угодно в пределах закона. Когда можно делать все, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно».

С религиозной, именно христианской, точки зрения внешняя свобода не может быть условием счастья человека. У апостола Павла в послании к коринфянам читаем: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1Кор.7:21-23). То есть апостол призывает раба-христианина не искать освобождения, если даже такая возможность открывается! Такая точка зрения может вызвать у современного человека по меньшей мере недоумение. Однако сейчас, две тысячи лет спустя после проповеди апостола Павла, мы можем наглядно понять, что внешняя свобода легко превращается в свою противоположность. Тот, кто пользуясь внешней свободой, начинает употреблять наркотики, весьма быстро теряет всякую свободу.

К чему все эти философские рассуждения? Именно наше время требует от человека рассуждения. Традиционные представления, ценности, устои, на которых стояло человеческое общество, творцы современного мира предлагают отбросить как ненужный хлам. В затуманенное рекламой сознание обывателя упорно внедряются «прогрессивные» идеи: однополые браки, хирургическая перемена пола, эвтаназия, планирование семьи (свобода убивать ребенка во чреве)… Вот образы современной свободы. Но что стоит за этой свободой? Ничем не ограниченный произвол. Христианство дает иное понимание свободы: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал.5:13). Как далеко это христианское понимание свободы от того, которое господствует сегодня в мире! Как раз «угождение плоти» и лежит в основе того, что понимает под свободой современный обыватель. Христианство предупреждает: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:24). Эта цена – кровь Христа, пролитая им на Кресте за свободу человека от греха. Современному же человеку предлагается свобода греха. Но в Евангелии сказано: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Избирая грех как свою свободу, человек становится рабом греха.

Свобода, с точки зрения христианина, это свобода выбора человека между добром и злом, между грехом и праведностью. Подлинная свобода не зависит от внешних обстоятельств, даже от того, в тюрьме человек или на воле, богат он или беден, голоден или сыт.

Но чтобы дать представление ребенку об этой внутренней свободе, нужно очень много изменить в воспитании и образовании. Нужно вспомнить о том, что приставка «вос-» в слове воспитание имеет значение движения вверх, следовательно, воспитывать – это не просто кормить и одевать ребенка, а развивать в нем лучшие человеческие качества. Корень «образ» в слове образование напоминает о человеке, как образе и подобии Божием, который учитель должен помочь ребенку раскрыть в себе. Тогда цель воспитания и образования, которую привычно формулируют как всестороннее развитие личности, получит более определенное направление, а именно – к обретению внутренней свободы, то есть свободы не только от наркомании, но и от других «маний», которые делают человека рабом греха.

 

Газета "Алатырские вести" № 34-35 от 20.03.2007



"Алатырские Вести"
28 марта 2007
00:00
Поделиться