г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Вдохновлённые Эрьзей

        В Алатырском краеведческом музее открыта выставка скульптурных работ «Вдохновлённые Эрьзей» из фондов музея учеников С.Д.Эрьзи Мордовского государственного университета им. Огарёва. В экспозиции выставки - впервые в Алатыре работы Степана Эрьзи, его учеников и последователей.

На выставке представлены три работы Степана Дмитриевича. «Портрет неизвестного» - одна из немногих сохранившихся живописных работ скульптора. Вторая из представленных на выставке работ - «Портрет Тони» создана из мрамора в 1918 г. в Алатыре. Работа Эрьзи «Бартоломео Митре» создана в 1933 году в Аргентине. Это порт-рет известного аргентинского военного и политического деятеля. Скульптура изображает старца с лицом, испещрённым морщинами, с развевающейся копной длинных волос. Материалом для скульптуры послужило кебрачо - дерево, растущее в лесах Южной Америки.

На торжественном открытии выставки выступили заместитель главы города Олег Николаевич Добрынкин, начальник Управления Пенсионного фонда РФ в г.Алатыре и Алатырском районе ЧР, руководитель Центра русской культуры Антонина Михайловна Чепаксина, директор художественного музея Алатыря Николай Петрович Головченко.

С.Д.Эрьзя был поистине уникально талантливый художник. Его работы завораживают, заставляют задуматься над тем или иным образом, рождают чувство прекрасного в умах и душах, объединяют сердца. Но был еще один талант у этого человека - это талант педагога, который свидетельствует о том, что подлинный художник сумеет не только увлечь своим талантом и творчеством, но и щедро поделиться опытом с другими, зажигая в них искру творческого горения.

Первыми его учениками были Елена Мроз, Ода Цинк, Георгий Мотовилов и племянник мастера Василий Нефёдов. Среди них наиболее способными он считал Георгия Мотовилова и Елену Мроз. Позднее появятся и другие ученики.

В экспозиции выставки и произведения Алисы Антоновны Сакс - талантливого художника, с которой Елена Ипполитовна Мроз дружила долгие годы. Они имели одну мастерскую, вместе работали, участвовали в выставках.

Айцемик Амазасповна Погосян - одна из учениц Эрьзи, посещавшая мастерскую скульптора в Баку. По примеру своего учителя она взяла псевдоним «Урарту» - название древнего народа, некогда населявшего территории Армении. В своём творчестве Урарту, пожалуй, более, чем другие ученики Эрьзи, сохранила его принципы построения пластической формы. Она работала над созданием монументальной пластики и в области станковой скульптуры, где основное место занимают портреты современников. На выставке экспонируется произведение Урарту под названием «Обнажённая». Мягкие плавные линии помогают раскрыть пластику женского тела, настраивают зрителя на лирическую ноту.

На выставке представлена работа ученика А.А.Урарту Ашота Бегларяна - «Портрет старухи», выполненная из оникса. Художник ясно передал формы старческого лица в прозрачном светлом материале.

Владимир Иосифович Ингал учился у С.Д.Эрьзи в Баку. В то время он был студентом политехнического института и параллельно посещал мастерскую знаменитого скульптора. В.Ингал впоследствии стал известным отечественным скульптором-монументалистом, профессором, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем искусств РСФСР. На выставке представлены три работы Ингала - «Автопортрет», «Валерий Чкалов» и «Серго Орджоникидзе». И все они демонстрируют не только умение автора верно показать портретное сходство, но и передать существенные, важные черты духовного облика, отличающие того или иного персонажа скульптурного произведения.

Михаил Иванович Нефёдов - племянник С.Д.Эрьзи - автор памятника Героям Великой Отечественной войны Ветвинскому и Боронину в нашем городе. На выставке представлены две работы, аналогичные которым были созданы в 1939 году для павильона сельскохозяйственной выставке в г. Москве, - «Эрьзянка» и «Мокшанка». Художник стремился изобразить истинных представительниц мордовской национальности, соответствующих идеалу женской красоты: физически крепких, сильных, с пышными
формами, одетых в национальную одежду, подчёркивающую эти качества. Образ своего знаменитого дяди Нефёдов воплотил в портрете. Убедительно передаёт художник внешний облик Степана Дмитриевича: проницательный взгляд, устремлённый из-под нависших бровей, широкие выдающиеся скулы худого лица, энергичные складки рта. Все формы скульптуры остры, угловаты, неспокойны. Это не случайно, ведь динамика присуща самой внутренней сути и характеру Эрьзи.

Многие из современных скульпторов и резчиков могут сказать, что Степан Эрьзя является их Учителем. Учеником Эрьзи считает себя и Иван Викторович Козин - замечательный художник, чьи работы представлены на выставке.

Произведения С.Д.Эрьзи всегда будут дороги нам и нашим потомкам за то, что он «облёк в плоть душу и пропел песнь, достойную своего прекрасного народа» (С.Конёнков). Его произведения всегда будут дороги нам и за то, что он выразил неиссякаемую духовность человека, жажду жизни, красоту и гармонию! И этому учились и учатся те, кому дан талант создавать прекрасное на этой прекрасной земле!

Выставка «Вдохновлённые Эрьзей» проработает в Алатырском краеведческом музее до конца апреля. Непременно посетите выставку, чтобы увидеть всё своими глазами.

 

 

Газета "Алатырские вести" № 32-33 от 17.03.2007 г.



"Алатырские Вести"
30 марта 2007
00:00
Поделиться