г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Влюбленные в искусство

Наших современников, о которых пойдет сегодня речь, объединяет оптимизм и жизнерадостность, целеустремленность, желание быть полезным людям. Они рождены в далеком 1927 году,  дети одной эпохи. С нелегким периодом совпала их жизнь.
Но какие это были годы!.. И характерной особенностью для них стала всеобщая любовь к искусству.

Специального художественного образования Евгений Иванович  Запольнов не имеет, но интерес к живописи проявился у него еще в школе, где преподавателем рисования являлся Н.Каменьщиков. Он был первым учителем в его опытах по изобразительному искусству. Особую роль сыграло его знакомство, перешедшее в дружбу, с Евгением Алексеевичем Ноздриным. Совместными усилиями они создали в 50-е годы студию изобразительного искусства, которая существовала при районном Доме культуры. Первым руководителем ее являлся Е.Ноздрин, вскоре переселившийся в Саранск.

Несмотря на загруженность, Запольнов старался не отставать от товарищей по студии. Участвовал на городских и республиканских выставках. Такие его произведения  как «Сирень», «Арбуз», «Овощи», «Натюрморт со скрипкой» и другие были замечены искусствоведами. Репродукции с них публиковались в периодической печати.

Учеба в пединституте, педагогическая деятельность, должность второго секретаря Алатырского горкома партии, руководство автомобильно-дорожным техникумом на многие годы отвели Евгения Ивановича от изобразительного искусства. Но за этот период он вносил посильный вклад в развитие культуры в родном городе. Это и создание сети культурных учреждений: детской художественной школы, филиалов музыкальных школ на Стрелке и Бугре, историко-революционного музея, Дворца культуры. Это и решение многих социальных проблем: постройка общежития для учащихся и жилого дома для преподавателей, учебного полигона автодорожного техникума и т.п.

После долгого перерыва, выйдя на пенсию, Евгений Иванович вновь занялся живописью. Любовь к натюрмортам и пейзажам была неоднократно продемонстрирована им на персональных выставках, которые с интересом посещались зрителями в залах художественного музея.

Тяга к натюрмортам и пейзажам характерна и для Георгия Александровича Иванова. В десятилетнем возрасте вместе с родителями он переехал в Алатырь. Здесь проживали многочисленные родственники, многие из которых занимались иконописью, резьбой, изобразительным искусством, и это влияние сказалось на его дальнейшей судьбе. Вначале пошел по стопам отца. ФЗО, затем ж/д техникум, работал в ПРЗ и в депо ст. Алатырь,
ремонтировал и обслуживал паровозы, затем учеба в Казанском пединституте.

Возвратившись в Алатырь, он постоянно общается с художниками, преподает уроки рисования, черчения и труда в школе. Большая часть жизни связана с воспитанием подрастающего поколения, привитием юным чувств прекрасного, другая часть – огромная его любовь к природе. Он любит путешествовать. По силе своих возможностей старался запечатлеть увиденное: мотивы и сюжеты разных лет. Многие этюды были написаны в Засурье, на пленэре, совместными посещениями с художниками Е.Ноздриным, С.Скрябиным, А.Линковым и других тихих уголков  родного  города.

Посещения различных мест, туристические поездки по бывшему Советскому Союзу оставили незабываемые впечатления. Обратное возвращение всегда сопровождалось  многочисленными этюдами. В них его восприятие увиденного: Байкала и Енисея, Черноморского побережья Кавказа и Крыма, Алтая (Телецкого озера) и Армении (озеро Севан),Средней Азии (озеро Иссык-Куль).

Свое увлечение живописью Иванов пронес через всю жизнь. Восприятие окружающего мира всегда старался донести до земляков, организуя и участвуя в городских и республиканских вернисажах, а с появлением художественного музея – в его стенах.

Много сюрпризов преподносила судьба Якову Ивановичу Власову. Детство и юность были связаны с таежными местами и приисками Приморского края – Дальнего Востока. Жил он в окружении лесов.

Именно в те предвоенные годы и обратил он внимание на умельцев, которые из обыкновенной «деревяшки», брусков и досок исполняли прекрасные резные изделия. Они поражали зрителя своим изяществом, красотой, тонкостью резьбы, пластичностью…

Да и неказистые на первый взгляд эти инструменты – топор, пила, стамеска, нож… Выполненные мастерами предметы очаровывали и радовали глаз. И это все вручную, что «запало» в душу.

В послевоенные годы судьба Власова связана с Сахалином, с управлением железной дороги. В конце 50-х годов он оказался в Алатыре, ставшем для него родным городом, где занимал различные  должности.

Первые существенные поделки из дерева появились в 50-е годы. После долгого перерыва, уже в 70-е годы, он вновь обратил внимание на резьбу. Постоянно стал ею заниматься лишь с выходом на пенсию.

Что только не исполнял Яков Иванович: многочисленные вазы и журнальные столики, подставки и маски, светильники и многое другое. Изделия стали привлекать внимание коллег. Поначалу он просто их дарил своим близким и знакомым, но интерес к ним так ширился, что пришлось выставляться на различных выставках, проводившихся в республике. Это творчество – занятие резьбой требует огромного мастерства, силы, выносливости. И поэтому не случайно Якову Ивановичу было присвоено почетное звание «Народный мастер-умелец  Чувашии».

Все эти люди разные по характеру, по своему жизненному пути. Но их объединяет одно: любовь к искусству и родному городу. Пожелаем им в год своего восьмидесятилетия здоровья и дальнейших успехов в творчестве.

 

Газета "Алатырские вести" №48 от 17.04.2007 г.



"Алатырские Вести"
17 апреля 2007
00:00
Поделиться
;