г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Воспитывая талантливых учеников

Имя Н.А.Каменьщикова (1880-1963) особо значимо в истории становления и развития изобразительного искусства первой половины XX века. В 1900 году из Симбирска в Алатырь приехал обучать местных отроков азам рисования двадцатилетний художник Николай Каменьщиков. Шестьдесят три года он прожил в Алатыре и снискал себе славу не только как самобытный живописец, но и как создатель целой школы реалистического искусства. Именно Каменьщиков большое внимание стал уделять развитию преподавания рисования, а позднее и черчению в начальной школе. Он ввел новую методику преподавания, разнообразие форм изоработ. Благодаря его деятельности в школах города появились кабинеты-классы по рисованию одни из первых в Симбирской губернии.

Николай Александрович постоянно устраивал вернисажи, где выставлялись живописные опыты юных студийцев и полотна художников Симбирского края. Известно, например, что только с 1908 по 1940 год Каменьщиковым организовано и проведено 30 художественных выставок. Они вызывали огромный интерес, тем самым приобщали население к светскому искусству.

Целую плеяду блистательных мастеров выпестовал Каменьщиков, многих поддержал, направил, согрел, обласкал. Вечной признательностью мэтру, наставнику, более всего на свете почитавшему мир красок, стали его ученики. Впоследствии некоторые из них достигли определенных наград и почестей, но для многих это была деятельность во имя искусства, как наставлял учитель.

С его именем связано не только педагогическая работа и организация художественных студий и кружков, но и театральная деятельность 20-х годов и открытие художественного музея... Но это требует отдельного повествования.

До последних дней своих, уже полуослепший, не выпускал Николай Александрович из рук палитру и кисти. Ещё в 1940 году, выйдя на пенсию, он начал работать над своими воспоминаниями о прожитой жизни, вскоре ставшими отчасти дневниками военного времени.

В его воспоминаниях много интересного: о его жизни в Симбирске, Казани и Алатыре; взаимоотношениях с коллегами и художниками; о становлении изобразительного искусства в Чувашии... Особое внимание привлекает материал, открывающий неизвестную страницу в развитии изобразительного искусства Симбирской губернии, ныне Чувашской Республики, и связанного с именем A.M. Прокофьева.

Прокофьев Алексей Матвеевич - один из видных пейзажистов дореволюционной России рубежа двух веков. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге. Выпускник Императорской Академии художеств Петербурга, ученик выдающегося пейзажиста А.И. Куинджи (1842-1910). Ныне его имя почти малоизвестно. А в начале века его произведения часто репродуктировались во многих периодических изданиях, выходили отдельно в виде открыток - почтовых карточек – особо популярном виде пропаганды новых живописных работ художников-современников и более доступных населению России того периода. А. Прокофьев являлся одним из активнейших участников весенних выставок, учрежденных А. Куинджи, которые проводились в залах Академии с 1897 года. Он был членом Общества имени Куинджи, объединявшего талантливых живописцев России.

Ныне пока не установлена точная дата его приезда в Алатырь, по крайней мере не обнаружены архивные документы. Алексей Матвеевич был приглашен Алатырским уездным отделом народного образования в качестве инспектора. Его имя фигурирует еще в списке участников «Второй выставки картин общества имени А.И. Куинджи», открывшейся 6 мая 1918 года в Петрограде в здании Академии художеств, а также на «XX выставке Петроградского общества поощрения художников» (1918). Можно предположить, что, вероятно, А. Прокофьев прибыл в Алатырь в 1919 г. либо 1920 г., но не позднее 1921 года. Художественная же студия была организована Н. Каменьщиковым при Наркомпросе в 1919 г. Это были нелегкие годы новой России.

Имя живописца значится и в числе участников художественной выставки, открывшейся в мае 1922 года в здании бывшего Алатырского уездного Духовного училища. На выставку Прокофьев представил несколько работ, в их числе «Зима в Порецке» (так в тексте - Н.Г.) и «Рабочая вода» («Бюллетень газеты «Путь революции»,
г. Алатырь, 1922 г., 9 июня, № 27). Скончался живописец, как явствуют архивные документы, «3 апреля 1925 года в селе Порецком в возрасте 55 лет от язвы желудка». Там же и погребен на сельском погосте.

Учителя-старожилы: Полтев - из села Порецкое, В. Макаров, проживавший в Алатыре, и другие, воспоминали о похоронах Прокофьева: «Казалось, что все жители села, от малого до глубокого старика вышли провожать его в последний путь». Такого присутствия огромного количества народа и подобной процессии не наблюдалось в селе Порецкое многие годы, ни в дореволюционные, ни в последующие. С большим уважением относились к нему сельчане.

Супруга, оставшаяся без средств существования, позд-нее организовала беспроигрышную художественную лотерею. В неё были включены большая часть оставшихся живописных работ Алексея Матвеевича, его небольшие этюды и пейзажи, а также несколько крупных полотен. Инициатива была активно поддержана преподавателями педагогического техникума и молодежью, да и покупателями лотереи в основном была местная интеллигенция. Приобретшие эти лотерейные билеты имели возможность заиметь на память одну из работ Прокофьева. По воспоминаниям, на многих из них была изображена природа Присур-ского края: поля и леса, луга и озера, красавица Сура, оставлявшие у зрителей большое впечатление. Тем более, что многие с изобразительным видом искусства были знакомы лишь по репродукциям. На вырученные средства супруга смогла покинуть село, уехав в Ленинград.

Так сложилась судьба последних лет талантливого и
известнейшего пейзажиста начала XX века, ученика А. Куинджи, чьё кратковременное пребывание было связано с Чувашией, с бывшим тогда Алатырским уездом Симбир-ской губернии. Могила одаренного живописца на погосте села Порецкое затерялась,
да и с годами его имя почти исчезло из летописи изобразительного искусства, как и имена многих художников, когда-то «гремевших» в эпоху императорской России. И до сегодняшнего дня сохраняются в некоторых семьях села Порецкое его произведения, но от времени потускневшие, потерявшие блеск и красочность.

 

 

Газета "Алатырские вести" № 87-88 от 17.07.2007 г.



"Алатырские Вести"
25 июля 2007
00:00
Поделиться
;