г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Пушкин не мог проехать мимо Алатыря

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин задумал написать исторический труд о последней четверти восемнадцатого века, которая была осенена именем «изменника, бунтовщика и самозванца» Пугачева. Целью было вскрыть тайны и механизм истории: «Что движет трагедиею? Какова цель ее? Судьба человеческая, судьба народная». Кроме того, Пушкин рассчитывал получить от книги и реальный доход. Сбор материалов привел к необходимости своими глазами увидеть места, где разворачивались грозные события. Надо было услышать людей, которые принимали в них участие, и записать их рассказы. Для этого Пушкин и отправляется в Оренбургский край. Через Москву, Нижний Новгород, Казань и Симбирск.


О пребывании А.Пушкина в чувашской деревне народный художник республики Н.Сверчков написал картину.

Маршрут путешествия Пушкина хорошо изучен. В первую очередь благодаря дорожной книжке, начатой им на территории современной Чувашии (первая запись сделана недалеко от Чебоксар). Хотя споры ученых по его уточнению ведутся до сих пор. На обратном пути, направляясь в Болдино, поэт проезжал по Алатырскому уезду.

Был ли он в Алатыре? Мнения исследователей разделились на прямо противоположные. И все они опираются на единственное сообщение Пушкина жене, что за Ардатовом выпал снег «и я обновил зимний путь, проехав верст пятьдесят на санях». Пушкин выехал из села Языкова Симбирской губернии 30 сентября и под вечер 1 октября прибыл в Болдино, проехав по осенним дорогам 164 версты за два дня. Ясно, что он торопился. Поэтому не было ему нужды делать крюк, думают современные литературоведы, и заезжать в Алатырь. Из села Чирково, считают они, он проехал по проселочной дороге напрямую через деревню Андреевку и переправился через Алатырь в городе Ардатове. Так считает большинство пушкинистов. Но так ли это было?

Смею утверждать, что нет. В конце сентября 1833 года погода была дождливой и холодной. Александр Сергеевич хорошо знал российские дороги и соответственно их характеризовал: «ящик с грязью», «дождь через полчаса сделал дорогу непроходимой», «при первом дождике превращается в слякоть…» и т. п. Какой же могла стать дорога после недели проливных дождей? Ясно, что непроходимой, а Пушкин ехал очень быстро — 82 версты в день. По какой дороге была возможна такая езда? Только по одной — почтовому тракту. Так следует и из описания дорог Симбирской губернии, сделанного офицерами Генерального штаба в 1868 году: «…только почтовые дороги могут считаться в лучшем состоянии; на них мосты исправно поддерживаются и, по сторонам, дороги обрыты канавами для стока воды. Остальные остаются в натуральном виде и отличаются одна от другой только шириною».

Такой тракт и шел через Алатырь. Здесь находилась почтовая экспедиция, созданная в 1792 году вместо ямской службы, где можно было заменить лошадей. Не случайно перед путешествием Пушкин выправил подорожную, т. е. свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. Как чиновник 10-го класса по тогдашней табели о рангах, т. е. титулярный советник, Пушкин имел право получить по такому листу три лошади.

Так что проехать мимо Алатыря А. С. Пушкин не мог. Об этом говорит и то, что знал он о пребывании Емельяна Пугачева в Алатыре не только по архив-ным материалам, но и по свидетельствам местных жителей. Более того, именно здесь была записана им драматическая песня об убийстве мужа женой:
На заре то было, на зорюшке,
На заре то было вечернией:
Высоко звезда восходила —
Выше лесу, выше темнова,
Выше садика зеленова.
Как во городе во Алатыре
Случилося несчастьице,
Как несчастьице немалое:
Жена мужа потеряла…



"Советская Чувашия"
02 октября 2007
00:00
Поделиться