Подросткам необходимо внимание взрослых
В последнее время вызывают серьезную обеспокоенность участившиеся случаи самоубийства среди несовершеннолетних.
До 2007 года город Алатырь и Алатырский район не знали подобной статистики, по крайней мере, за предшествующие 10 лет. В 2007 году покончили с собой через повешение двое несовершеннолетних - юноша и девушка 16-17 лет, проживающие в г. Алатыре . В 1 квартале 2008 г. таким же путем ушел из жизни 17-летний житель с. Ичиксы Алатырского района. Это три разных, совершенно не взаимосвязанных между собой случая.
Все они обучались в различных учебных заведениях, имели родителей, были хорошими детьми, положительно характеризовались по месту учебы и жительства.
Возникает вопрос, что заставило этих молодых людей подобным образом распорядиться своей судьбой? Почему не нашлось рядом человека, способного выслушать и услышать, посоветовать и предотвратить?
Сегодня широко развивается сеть психологических служб и в городе, и в районе. Созданы психолого-педагогические центры при Управлениях образования и молодежной политики администраций города и района, имеются психологи во многих учебных заведениях. Данными службами проводятся различные лекции, семинары, мониторинги, анкетирования на самые разнообразные темы. Однако все это часто оторвано от действительности, не понятно и не доступно простому подростку.
На мой взгляд, не получает достаточного развития именно индивидуальная работа психологических служб с конкретным ребенком или подростком. Наличие проблем и трудностей - одна из основных характеристик подросткового возраста. Подросток в силу возрастных особенностей часто не может самостоятельно справиться с проблемами роста.
Несовершеннолетние весьма восприимчивы к внешним воздействиям как к положительным, так и отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности.
В связи с этим, родителям и работникам психолого-педагогических служб необходимо уделять подросткам особое внимание и оказывать действенную поддержку. Этапы данной работы выстраиваются следующим образом: установление контакта и доверительных отношений с подростком; выявление его проблем; поиск внутренних и внешних ресурсов для их решения; организация поддержки; в необходимых случаях - привлечение внимания и сил общества к решению проблемы.
Конечно, это достаточно трудная и кропотливая работа, но от качества ее проведения во многом зависит предотвращение случаев самоубийств в подростковой среде.
Газета "Алатырские вести" № 77 от 17.06.2008 г.