г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Меценаты русского духа

 История меценатства России знала много славных имен, снискавших ей славу своей благотворительностью. Кто такой Третьяков, знают все. Это создатель галереи национального искусства, которой гордится не только Москва, но и вся Россия. Многим известны имена и других московских меценатов, собирателей искусства былых времен: Остроухова, Морозова, Щукина. А вот имя Цветкова сегодня мало кто помнит, хотя в те времена оно стояло в одном ряду с упомянутыми выше. И была в Москве галерея – цветковская…

Алатырский  Третьяков

 В 1845 году в селе Астрадамовка Алатырского уезда Симбирской губернии в семье сельского священника родился сын Иван Евменьевич Цветков – будущий собиратель русского духа и коллекционер. С малых лет он выделялся своими способностями, особенно в математике, естественных и исторических науках. В 11 лет был отдан в Алатырское духовное училище, затем продолжил учебу в Симбирской духовной семинарии. Окончив в 1873 году математический факультет Московского университета, хорошо понимая пульс времени и имея вполне определенные, далеко идущие цели, И.Е. Цветков поступает на службу в Московский земельный банк в качестве бухгалтера, с которым связывает всю свою жизнь.

 В 1874 году Иван Цветков познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для публики. «Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой», - писал Цветков, впоследствии твердо решив посвятить себя коллекционированию. И стал собирать не столько полотна, сколько графику – рисунки, гравюры, даже черновые  наброски русских художников, что позже оказалось крайне ценным для истории русского искусства.

К 1898 году коллекция Цветкова уже не умещалась в маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и он приобрел «пустопорожнее место» на Пречистенской набережной Москвы-реки близ Храма Христа Спасителя. Сам составил план будущего дома с точным расположением комнат, а за проектом обратился к своему другу В.М. Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, родоначальнику особой линии в архитектуре стиля модерн – так называемого «неорусского». Двухэтажный каменный особняк, в котором располагалась Цветковская картинная галерея, сохранился до наших дней как величественный памятник русского зодчества.

Будучи человеком, жаждущим известности, и мечтая достигнуть славы Третьякова, И.Е. Цветков все же понимал разницу масштабов и как-то признался газетчикам: «У Третьякова – это громадное дивное исследование по истории искусства, а у меня – только его конспект». Тем не менее в 1915 году, за два го-да до смерти коллекционера, этот «конспект» насчитывал 1819 единиц хранения 404 русских художников ХVII-ХХ веков: 450 картин, 1373 рисунка, 36 скульптур. Среди известных имен – работы А. Венецианова, К. Брюллова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Тропинина.

 И.Е. Цветков собирал произведения не просто ради накопления. Его многогранная деятельность на этом благородном поприще была глубоко продуманной, систематизированной. Употребляя все состояние, нажитое в течение своей жизни, он был профессионально грамотным собирателем, хорошо знавшим историю русского искусства, биографию каждого художника, картины которых имелись в его коллекции.

1909 год в жизни Цветкова был очень памятным. Он подарил Москве свою дорогую, уникальную и любимую  галерею.

 Передав особняк вместе с коллекцией в дар Москве, Иван Цветков до конца жизни пополнял ее новыми картинами и оставался хранителем галереи. После его смерти в феврале 1917 года Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей до 1925 года. Затем наиболее интересные произведения были переданы Третьяковской галерее. Впоследствии свыше 300 картин поступили в Государственный музейный фонд и были распределены по другим музеям России.

Уроженец земли алатырской, один из крупнейших коллекционеров по сохранению богатейшего наследия русского художественного искусства – яркий пример, воочию доказывающий широту величия русской души.

Сохраняя традиции

Как говорил один из известных меценатов своего времени Савва Морозов: «Любое благотворительство начинается с духа». Но легко ли творить благо в современном мире? И все ли состоятельные люди способны стать новыми Мамонтовыми и Третьяковыми? В вопросах сближения бизнеса и культуры в наши дни пытались разобраться участники «круглого стола» на тему «Меценатство и благотворительность: актуальный диалог», состоявшегося в рамках празднования в Алатыре Дня города.

Для обсуждения актуальной темы в читальном зале центральной городской библиотеки собрались первый заместитель главы города Т.Б. Ежова, председатель городского Собрания депутатов Н.И. Зайкин, президент Торгово-промышленной палаты ЧР И.В. Кустарин, председатель Совета Чебоксарского городского отделения Центра русской культуры А.И. Крынецкий, сотрудники городских музеев, руководители промышленных предприятий, представители культуры, духовенства, писатели, ученые и предприниматели.

Председатель общественной организации «Центр русской культуры» А.М. Чепаксина начала свое выступление с простого, но явного для каждого жителя признания, что Алатырь – особенный город, в котором сочетаются удивительные и, наверное, единственные в своем роде вещи. Он уникален своей архитектурой, природным расположением, активной религиозной жизнью. Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры, два из которых являются объектами федерального значения. Это собор Иоанна Предтечи и Николо-Знаменская церковь. Город заметно преображается благодаря труду и вниманию горожан. Много сегодня делается по сохранению наследия прошлого, но еще больше предстоит сделать. Во имя людей, которые творят историю сегодня, и во имя тех, кто ее создавал.

 В последнее время, по мнению участников «круглого стола», чувствуется активная благотворительная деятельность со стороны предпринимателей в плане реставрации и возрождения храмов и монастырей города, но меньше – в сфере деятельности образования и культуры. Это так называемый социальный блок, который тоже, без сомнения, нуждается в развитии. В современной России необходимо понимать, что без благотворителей не могут рождаться и не могут жить все музеи. Вне зависимости от своего статуса – общественные, государственные или частные. Конечно, у крупных и маститых музеев есть состоятельные покровители. Но и такие небольшие провинциальные, как Алатырский краеведческий музей, тоже имеют своих благотворителей и меценатов. С благодарностью было отмечено, что их вклад невозможно переоценить. Ведь все они, без исключения, люди небогатые.

Благодаря спонсорской помощи местных предпринимателей в свет вышли плоды творческой интеллигенции: сборник песен «Пою тебя, Алатырь», издание В.И. Летуновского «Знатные люди Алатырской земли», поэтический сборник И.М. Львовой «Я живу в вашем доме». Практически все культурно-массовые программы городских мероприятий, открытие детских игровых площадок не обходятся без действенной и бескорыстной помощи наших земляков-меценатов.

Председатель городского Собрания депутатов Н.И. Зайкин поблагодарил участников за обсуждение актуального вопроса, подчеркивая, что духовно-нравственное воспитание без экономического развития невозможно. Это – как две грани одной медали. Если развивается экономика, следовательно, должна развиваться и нравственность, которая, в свою очередь, нам всем придает силы духа и уверенности в том, что все творится на благо и во имя человека.

 Член Чебоксарского филиала «Центра русской культуры» О.Ю. Сергеева в своем выступлении привела известную цитату Б. Роженбаха: «Человек, который занимается бизнесом, должен понимать, что на «Мерседесе» ни в рай, ни в историю не въедешь». Одним из самых трагических периодов нашей истории стал  ХХ век, когда пострадала  культура всей нации. И сейчас, когда у нас появился шанс восстановить культурное наследие, нужны понимание и поддержка со стороны бизнес-сообщества. А на будущий юбилейный год – 165-летия со дня рождения  И.Е. Цветкова – О.Ю. Сергеева предложила сделать запрос в Третьяковскую галерею о предоставлении, если и не подлинников, то хотя бы каталогов и постеров из собрания нашего земляка-коллекционера.

В заключительном слове президент Торгово-промышленной палаты ЧР И.В. Кустарин признался, что сегодня синонимы к слову «предприниматель» подбирают далеко не самые лучшие и приятные для слуха. Но это, по его мнению, не так. Служа ближнему, «собирая камни», они вносят свой посильный вклад в благое дело возрождения и укрепления культурных традиций. И выразил надежду, что ежегодные встречи творческой интеллигенции, структуры исполнительной власти и предпринимателей города станут  традиционными.

. Немного грусти, много радости

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Человек рождается для радости». Потому как только духовный мир дает радость познания материального и наоборот. Нужно стараться делиться этой радостью, которой делились со своими будущими потомками великие деятели искусства и, конечно же, наш земляк, известный российский меценат И.Е. Цветков, оставляя после себя миру подлинные шедевры красоты русского духа, где время и вечность сливаются…

 торическая

справка:

 Меценатство восходит к имени римского вельможи Мецената, жившего в 8 г. до нашей эры, и характеризуется для эпох господства дворянства и буржуазии материальной поддержкой деятелей литературы и искусства в виде подарков, пенсий, премий, синекур и т.п. В порядке личной инициативы поддержка осуществлялась отдельными представителями господствующего класса и имела своей конечной целью максимальное подчинение деятельности поэта или художника своим интересам, а через это интересам своего класса. В наиболее примитивной форме меценатство возникало на почве материальной необеспеченности писателей и художников. Таково было положение художника в древнем Египте, в Индии, в древней Греции, в Риме, где он являлся частицей домашнего или дворцового хозяйства своего покровителя.

На последнем этапе распада феодализма поэт при дворе абсолютного монарха или вельможи приглашался временно ко двору за определенную денежную плату. Абсолютная монархия практиковала не только выдачу пенсий из «шкатулок», но и «государственные» пенсии выдающимся писателям, их семьям и потомкам. Поэты ХVIII века в массе славословили монархов и вельмож, получая от них вознаграждения табакерками, перстнями и синекурами.

Поэтов-декабристов тяготило меценатство, считающих, что «сила душевная слабеет при дворах, и гений чахнет», а бесчисленные стихи вдохновляются не столько действительным патриотизмом, сколько вожделениями к перстням и табакеркам.

Широкое распространение меценатство получило в эпоху символизма. Купцы и фабриканты – Мамонтовы, Рябушинские, Морозовы – субсидировали деятелей искусства: открывали картинные галереи, организовывали театры, жертвовали на литературные издательства, большей частью роскошные, но не окупающие своих материальных затрат.

 

Заявление И.Е. Цветкова  в  Московскую городскую думу от 30 апреля 1909 года

«Желая обеспечить передачу моей галереи в общественное пользование, я решаюсь предложить принять от меня в дар городу Москве упомянутый мною дом со всеми находящимися в нем художественными предметами, работы исключительно русских художников. Художественное собрание, которому желательно было бы закрепить самое краткое наименование – Цветковская галерея,  должно сохраняться в том составе, каким будет принято городским управлением. Из него ничто не может быть прибавлено, даже в виде пожертвований».

 

 

Газета "Алатырские вести" №№ 105-106 от 11.08.2009 г.



"Алатырские Вести"
11 августа 2009
00:00
Поделиться
;