г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Проект газеты "Алатырские вести" - "Сурский рубеж"

Уход ваш до боли ранит…

Трудно далась нам победа в Великой Отечественной войне. Путь к ней был чрезвычайно тяжелым. 1418 дней и ночей бушевала война. Победа над фашизмом – высокая, неувядающая страница нашей истории, уроки которой нетленны. Мы, дети войны, преклоняем свои головы перед ветеранами Великой Отечественной войны. Они шли в бой за веру, утвержденную совестью, скрепленную воинской присягой, за веру, имя которой – ОТЕЧЕСТВО. В канун Дня Победы мне хочется рассказать об участниках войны – отце Н.А. Мухине и свекре Н.Т. Матросове. Память хранит разные эпизоды из жизни. Вот некоторые их них.

День Победы – семейный  праздник

9 Мая был долгожданным праздником, к нему готовились. В День Победы за праздничным столом собиралась вся семья, родные, друзья-фронтовики. Я, как самая младшая, сидела рядом с отцом и слушала, слушала… О себе фронтовики рассказывали скупо, старались не вспоминать о ранениях, контузиях. Они вспоминали и рассказывали больше о боевых подвигах своих товарищей, которые отдали жизнь ради счастливого сегодня. Из рассказов отца я узнала, что он с первых дней воевал на Калининском фронте в должности военного комиссара батальона, знала и то, что в 1941 году на этом фронте шли кровопролитные бои. Хорошо вооруженный враг, имеющий большое количественное превосходство, прежде всего в танках и авиации, накопивший двухлетний опыт войны в Европе, рвался к Москве. Части Красной Армии с боями и большими потерями были вынуждены отступать. В одном из боев в начале марта 1942 г. отец был дважды ранен в левое бедро и левое предплечье, тяжело контужен. Осколок в руке засел так прочно, что его долго не могли вынуть. Одна операция, другая… Он был надолго прикован к госпитальной койке в г. Ижевске. Но все выстоял, а в ноябре 1942 г. его демобилизовали. Домой вернулся инвалидом. Был награжден многими орденами и медалями.

Есть что рассказать об Н.Т. Матросове. Выйдя на пенсию в 1970 г., Николай Тимофеевич стал чаще приезжать к алатырским внукам (в ту пору его семья жила в г. Козловке, что под Казанью). В период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы он находился в действующих войсках в качестве заместителя командира полка по политической части. За отвагу, проявленную при выполнении заданий командования, был награжден тремя орденами Отечественной войны, орденами «Красная Звезда» и «Знак Почета» тремя медалями. Он очень любил внуков и привозил уйму подарков. Особенно запомнились громадные посылки с крупными, сочными, красными яблоками, присланные зимой. Кончалась одна посылка, тут же присылалась другая. Николай Тимофеевич был человеком щедрой души, отзывчивым и обаятельным. Его ценили, уважали на домостроительном заводе, где он работал начальником снабжения, затем заместителем директора завода автофургонов.

В дни, когда собирались вместе мои отцы – два Николая, до утра не ложились, выходили в сад и вспоминали нелегкие фронтовые годы. К сожалению, отец рано ушел из жизни, скоропостижно скончался от сердечного приступа на 71 году. Светлая память о нем надолго сохранится в моем сердце. Однажды на праздник 9 Мая приехала младшая сестра отца – Дуся и рассказала удивительную историю.

Снегурочка  ты  моя

Стояла холодная весна 1942 года. В тот день мама, находясь в положении, почувствовала, что ей надо в Алатырскую больницу (во время войны мы жили в Стемасах). С утра кружила метель, но к обеду угомонилась и ударил мороз, сухой, жесткий, градусов под тридцать (хотя на дворе стоял март месяц). Возницей молодой, низкорослой, но спортивной лошадки и была тетка Дуся. Ехали молча, боялись не успеть. Но вдруг в тишине с полигона раздались выстрелы – шли испытания новых, более мощных пушек, так необходимых фронту. От внезапных выстрелов лошадь испуганно сошла с колеи и шарахнулась в сторону полигона. Она неслась по сугробам, зарываясь по пояс в снег. Сани перевернулись. От удара у мамы начались роды. Тетка Дуся, которая была с ней, так кричала и звала на помощь, что ее услышали солдаты с полигона. Они-то и поспешили на помощь. К счастью, среди солдат оказался молодой акушер. Он спас нас с мамой. Спаситель не назвал ни своего имени, ни фамилии. Только на прощание успел сказать: «Если девочка выживет, то дайте ей имя Аида, в честь моей дочери». Рассказывая эту историю моего рождения, тетя Дуся расплакалась. Она как бы вновь пережила то, что случилось в марте 1942 года. К счастью, все остались живы, правда мама долго болела. Только тогда я поняла, почему бабушка так ласково меня звала: «Ах ты моя Снегурочка», хотя на Снегурочку я никак не походила, была маленькой, худенькой, черненькой.

Детство, опаленное  войной

Раны войны очень беспокоили отца, он практически не спал по ночам. Врачи посоветовали сменить климат. Так мы оказались в Краснодаре. По пути следования проезжали через руины разрушенных городов, сел, деревень. Запомнилась остановка на железнодорожном вокзале г. Сталинграда. За запретной зоной на разборке зданий, пострадавших от бомбардировок и пожаров, я впервые увидела немцев. Это были военнопленные. Выглядели они очень мрачными, запуганными, одежда походила на лохмотья. И показались они мне тогда очень голодными. Выпросив у отца хлеба для себя, я решила их подкормить. Но не успела, меня разыскивала милиция вместе с отцом. Мы еле успели на свой поезд. Юг встретил нас неприветливо. Было очень жаркое лето, солнце вставало как будто в желтой дымке. Деревья, изнемогшие от зноя, стояли не шелохнувшись. От ранней июньской жары река Кубань обмелела, пруды и мелкие речушки около города пересохли, дно их растрескалось, как будто пыталось вывернуться наизнанку. Под Краснодаром горели леса. На полях, огородах все горело. Земля в засуху ничего не родила. В 1946 г. в деревнях начался голод. Городские голодали вдвойне. Была введена карточная система на хлеб. Но вместо хлеба выдавали «макуху» - смесь из опилок и отрубей, причем была белая и черная «макуха». Стало не хватать питьевой воды, колонки не работали. Воду привозили издалека в больших бочках на единственное место – базар. Отец  до рассвета занимал очередь, и мы с сестрой Лерой шли с бидоном, чтобы получить воду, иногда уходили без нее. Тогда мне было всего  4  года.

Отцу приходилось очень трудно: до обеда – работа в школе, после обеда – работа в поле, где он трудился до темноты, стараясь что-то спасти из урожая. И тут началось самое страшное. Стали пропадать дети. В те дни местное радио трижды в день сообщало о приметах пропавших. Уходя на работу, родители закрывали дом на замок. Однажды мы с сестрой чуть не поплатились жизнью, чудом остались в живых. Родители были вынуждены покинуть неприветливый юг. Мы выросли, получили высшее образование, стали работать учителями, вышли на пенсию.

Неумолимо идет время, оно необратимо. Редеют ряды ветеранов войны. К сожалению, с нами нет родителей, которые нас любили, вырастили, приобщили к профессии учителя. Но вновь на праздник 9 Мая мы собираемся за праздничным столом: дети, внуки, правнуки, рассматриваем пожелтевшие фотографии, из рук в руки передаем ту единственную фотографию отца, присланную с фронта маме. На обороте фото отец написал карандашом: «Может быть еще вернусь, а пока помни. Николай. Фронт».

Нет, никогда не постареет благодарная народная память о тех, кто внес свой вклад в победу, и будут ее передавать из поколения в поколение.

А. Матросова.

 

 

Спасибо за заботу

Приближается 65-летняя годовщина победы в Великой Отечественной войне. Моё детство пришлось на военные голодные и холодные годы. В школу я пошла в 1942 году. Пока до школы бежала, на пути забегала к бабушке погреться. А у самой была надежда: может чего даст покушать. Отогреюсь и бегу дальше. Портфель был - тряпочная сумочка. На ногах - самопошитые бурки. В школе для нас работали различные кружки, и мы там были допоздна. Отец у нас умер ещё до войны. Мама поднимала нас троих одна: старшую сестру, меня и младшего брата. Братишка умер перед самой войной в возрасте четырёх лет. Мама получала на нас пенсию, работала разнорабочей в колхозе. Жили бедно. Как и все старики и женщины нашего села, мама ходила рыть за рекой Сурой противотанковые рвы. В доме стояли на постое солдаты. Сейчас не помню их фамилий.

И после войны было трудно. 1951 год. Мы, четыре девчонки из Явлей, поступили учиться в Алатырский сельхозтехникум. И четыре года каждый день ходили пешком на занятия. Летом, чтобы сберечь обувь, ходили босиком. А сестра Анна училась в ПТУ г.Ардатова. И тоже ходила учиться пешком. Уйдёт на неделю, придёт на выходной и обратно. После войны она по вербовке уехала в
г. Набеддаг и там погибла. Я осталась одна.

36 лет я проработала зоотехником в родном селе. А теперь и к нам, детям войны, пришла старость, а вместе с ней и болезни. И ещё пришло одиночество, хотя у меня трое детей, четверо внуков и два правнука. Но рядом родных никого нет. Все они живут далеко. За продуктами потихоньку хожу сама, а вот за лекарствами надо ехать в город. А я уже не могу. Спасибо семье Горбачевых, P.M. Серовой, А.Ф. Солдатовой. Они привозят из города мне необходимое, и школа взяла над нами, ветеранами, шефство. Ко мне приходят девочки, чистят снег, приносят воду. Хочется сказать спасибо Даше Блиновой (уч. 9 кл.), Ольге Высочкиной (уч. 8 кл.), Даше Фалеевой (уч. 7 кл.), Маше Самойловой (уч. 9 кл.), Насте Серовой (уч. 9 кл.), Свете Борисовой (уч. 9 кл.), Наташе Араповой (уч. 9 кл.) и Наде Банниковой (уч. 8 кл.). Спасибо вам, девочки, за заботу.

В. Новосёлова, ветеран труда, пенсионерка.

 

Герой Советского Союза  Яков СУЛЬДИН

Сражался до последнего дыхания

Обычными студенческими заботами жил будущий строитель-архитектор Яша Сульдин из села Алтышево. Быстро летели дни студенческой жизни, заполненные упорной учебой, лекциями, книгами, памятным весельем институтских вечеров и отдыхом в субботние и воскресные дни.

Но...пришла война. Вместе с товарищами покинул Яков Сульдин стены института, сменил студенческую форму на комбинезон и шлемофон танкиста. Быстро прошло время учебы в танковом училище, и он был направлен на Воронежский фронт.

Тысячи километров прошел славный парень из Алтышева на своем танке. Позади остались Курск, Орел, Ростов-на-Дону. Бой в Луганской области в городе Алгевске начался удачно. Выпущенный танком снаряд поджег первую фашистскую машину. По броне советского танка тоже застучал град пуль, молотом ударили снаряды. Танк же, несмотря ни на что, шел вперед и вперед, вызывая смятение у врагов. Но вот один из снарядов ударил в башню «Т-34» и заклинил пушку. В тот же самый момент вражеский танк вырвался вперед, нацеливая длинный хобот орудия на машину Сульдина.

«Сейчас расстреляют», - мелькнула мысль у старшего лейтенанта. Было еще время отойти. Но экипаж решил лучше умереть, чем отступать. Оставалось в запасе еще средство - таран.

- Товарищ политрук, иду на таран! - сообщил Сульдин политруку роты Абзылаеву, бросая машину вперед. С ходу «Т-34» налетел на вражеский танк и опрокинул его. Не убавляя скорости, герой повел свою бронированную машину на противотанковую пушку и смял ее.

Давя фашистов и разметая все на своем пути, танк прошел по улицам города, а затем направился в березовую рощу, расположенную на окраине. - Товарищ командир, - обратился к Сульдину водитель танка после выхода из боя. - Вы только посмотрите, как нас угощали! - И действительно, на броне было обнаружено около двухсот вмятин от снарядов.

21 сентября 1943 года. Город Смяг на реке Снов. В этот день кавалеристы генерала Чаленко пошли в наступление. А танковый полк должен был их поддержать. Советские вой-ска ворвались на улицы города. В завязавшихся уличных боях опасность предостерегала на каждом шагу. Подвалы зданий враг превратил в дзоты, из засады били орудия, выскакивали  танки.

Экипаж старшего лейтенанта Сульдина в этой схватке подбил четыре танка и шесть бронетранспортеров с пехотой, уничтожил 10 орудий, склад боеприпасов и около двухсот солдат и офицеров противника. Два тяжелых танка загорелись от снарядов, выпущенных машиной Сульдина.

- Прямо впереди вражеские орудия, - доложил командиру водитель танка, заметив скрытую среди зелени сквера батарею.

После выстрела танковой пушки на месте первого орудия встал огненный столб взрыва. По расчету другого бил пулемет.

Ломая кусты и деревья, танк Сульдина поднимался на позиции батареи. Вдруг машина вздрогнула: снаряд третьей, стоявшей в стороне пушки пробил гусеницу. Еще удар... В танке стало душно и запахло гарью, однако командир и экипаж оставались на своем посту.

Вскоре танк окружили фашисты. Они предложили экипажу сдаться в плен, обещали сохранить им жизнь. Но танкисты ответили дружным огнем из пулеметов. Они решили умереть, но не сдаваться гитлеровцам.

Тогда взбесившиеся фашисты подожгли машину Сульдина. От огня и дыма становилось трудно дышать, и в последние минуты перед глазами Якова промелькнула вся его двадцатилетняя  жизнь...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Якову Григорьевичу Сульдину присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

 

Ратный путь фронтовика

Приближается великий праздник – День Победы. Он дорог каждому из нас! В этот священный день наши сердца переполняют чувства гордости за страну и признательности старшему поколению за их подвиг, который служит ярким примером силы духа и любви к Родине.

Председатель ТОС «Северо-Западный» Э.С.Лукишина, заведующая библиотекой-филиалом № 2 «Библиотека семейного чтения», член Совета ТОС Л.П. Михеева и председатель Совета ветеранов УФСИН ИК № 2 Г.П. Ивакина посетили участника войны В.С.Глебова, который поделился воспоминаниями о своей героической молодости.

В октябре 1941 года в возрасте 18 лет Валентин Сергеевич был призван в ряды Вооружённых сил и направлен в город Борисов в инженерно-техническое училище. Проучившись 1 год, получил направление на Калининский фронт и держал оборону на реке Ловать. Затем был переведён в «23 Отдельную комсомольскую бригаду». Был разведчиком, командовал сапёрным взводом, ходил в тыл врага. 29 октября 1943 года в очередном рейде был ранен и отправлен в госпиталь. После госпиталя направлен во «2 Гвардейскую мотострелковую инженерно-сапёрную бригаду». Командовал взводом под Смоленском, разминировал минные поля.

23 июня 1944 года началось наступление, и он в составе 132 десантной бригады наводил переправы. В Литве его ранили. 19 июля 1944 года после Смоленского госпиталя снова вернулся в свою часть, которая готовилась к наступлению на Восточную Пруссию. В бою его снова ранили, и после госпиталя 31 декабря 1944 года Валентин Сергеевич был комиссован. Но военная служба его не закончилась. Он служил в Германии, Баку, Калинине и только в 1956 году вернулся в Алатырь. И здесь пригодилась его военная профессия. В.С. Глебов поступил взрывником в Сурское прорабство. Свою трудовую деятельность он продолжил директором фабрики в УФСИН ИК № 2, откуда и ушел на заслуженный отдых в 1987 году в звании подполковника. Уже будучи на пенсии получил звание полковника.

В.С. Глебов за свои ратные подвиги был удостоен множества правительственных наград. Он награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», серебряной медалью «За доблесть» и еще многочисленными медалями. Уже в мирное время Валентину Сергеевичу присвоено звание «Отличник МВД». В свои 85 лет он бодр и активен.

Э. Лукишина, председатель ТОС «Северо-Западный».

 

 

На Сурском рубеже

Пригородное село Чуварлеи привольно раскинулось на возвышенности между сосновым бором и рекой Алатырь. В этом селе 6 января 1925 г. в многодетной семье Качаловых родилась девочка, которую назвали Настей. Как и все крестьянские дети, с ранних лет  приобщалась к нелегкому труду, помогая своей рано овдовевшей матери Анне Евгеньевне вести хозяйство. В силу определенных жизненных обстоятельств ей удалось окончить только 5 классов сельской школы.

Когда пришло известие о начале войны, жизнь на селе сразу круто изменилась. 13 октября 1941 года ее направляют на строительство Сурского рубежа, на участок между с. Сурский Майдан и г. Алатырь.

Это было трудное, страшное время, вспоминает Анастасия Ивановна. Надо было не просто отбыть время, а работать на тяжелых, земляных, изнурительных работах, выполнить установленную норму, а это 3 куб. метра земли. Людей на прочность испытывала и природа. Зима 41 года наступила рано, стояли трескучие морозы. Земля мгновенно превратилась в каменную глыбу, вот и попробуй примитивным инструментом – ломом, киркой, лопатой надолбить и выкинуть 3 кубометра. Задача не из легких. Прибавьте сюда скудное питание, ненадлежащую одежду. А работы не прекращались и при тридцатиградусных морозах. Жили в землянке. За четыре месяца работ на строительстве один раз отпустили в недельный отпуск домой. Как выдержали, как выстояли, сейчас трудно понять и осмыслить, говорит Анастасия Ивановна. Видимо, крестьянская закалка, умение работать, выносливость и терпение помогли ей и сотням таких, как она, все превозмочь и выстоять.

В итоге оборонительный рубеж был построен. В тех миллионах кубометров вынутой земли были и ее кубометры в десятках километров открытых траншей.

Весь 1942 год Анастасия Ивановна проработала в родном колхозе. Зимой 1943 года ее направляют на курсы по подготовке комбайнеров, организованных при Алатырской МТС. Уборочную кампанию 1943 года она уже встретила помощником  комбайнера.

Потом было долгожданное сообщение о победе, и радости людей не было предела. Стали возвращаться в родные места уцелевшие на войне мужчины. За самоотверженную работу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года она была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг.».

1946 год стал для Анастасии Ивановны знаменательным. Она вышла замуж за фронтовика, героя-танкиста, уроженца деревни Липовка Ибресинского района Анатолия Кирилловича Кириллова, который после ранений долго лечился в Чуварлейском санатории. Здесь в родном для нее селе и произошла их встреча, переросшая в большую любовь на всю жизнь. И с той поры она стала Анастасией Ивановной Кирилловой.

В 1950 году они закончили строительство своего дома в г. Алатыре по улице Карла Маркса, который стал надежным причалом для двух родившихся дочерей – Люды и Гали, а теперь уже и для внуков и, бог даст, еще послужит и правнукам. Не имея практически никакого образования, она тем не менее не стояла на месте, занималась самообразованием. Это дало ей возможность устроиться на работу оператором на автозаправочную станцию на Алатырской нефтебазе, где она и проработала бессменно в течение 33 лет.

Я был приятно удивлен, когда вошел под крышу ее дома. Коридор двора и ступеньки крыльца выкрашены, на полу расстелены незатейливые половики, дорожки. Все чисто, светло. На вопрос, как вам удается поддерживать такой порядок, она не без гордости ответила, что дочь Люда помогает. Отрадно сознавать то, что всю жизнь проработавшие люди обеспечили и себе достойную старость. Анастасия Ивановна не хныкала и не жаловалась. Говорит, пенсия достойная, вот только тяжелый недуг согнул ее немного, не дает в полную силу выпрямиться.

Приближается 65-тилетие Великой Победы. Всем фронтовикам, труженикам тыла вручают памятные медали, как дань уважения к их заслугам.

Уважаемая Анастасия Ивановна! Разрешите также пожелать Вам здоровья, долголетия, оптимизма и жизненных сил. Пусть забота и внимание родных и близких Вам людей  окружает  Вас  всегда.

Ю. Чуйков, член Совета ветеранов м-на  Западный.

 



"Алатырские Вести"
30 марта 2010
00:00
Поделиться
;