г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Проект газеты "Алатырские вести - Сурский рубеж"

 

Встретил Победу в Вене

Во время Великой Отечественной войны активную поддержку наземным войскам оказывали наши летчики. Всем известны их героические подвиги на всех фронтах.

Михаил Владимирович Прибытков родился в Алтайском крае в 1920 году. Детство у него было тяжелое. Воспитывался в детском доме, так как родителей его раскулачили и сослали в Сибирь. Отец там умер, а мать, чтобы прокормить детей, пошла однажды в тайгу и пропала.

В 1941 году Михаила Владимировича мобилизовали в армию и направили учиться в Москву в летное училище. Затем до конца войны сражался на 3 Украинском фронте. Имеет боевые награды. День Победы встретил в Вене.

В конце 1946 года был на передислокации летчиков в Алатыре, где познакомился со своей будущей женой и остался в нашем городе до последних дней своей жизни.

Михаил Владимирович работал в Сурском речном управлении мастером по оборудованию пароходов, а его жена преподавала в школе. Они воспитали двух сыновей, теперь у них два внука и два правнука.

К. КАРМЫЗОВА, председатель ТОС «Стрелка», Т. РОДИОНОВА, зав.детским сектором филиала № 3 «Библиотека семейного чтения».

 

Он тоже был на Сурском рубеже

Анатолий Иванович Коновалов, родился 27 июля 1922 г. в с. Иваньково (д. Уваровка). До войны учился в Саратове на киномеханика, ездил по деревням, показывал фильмы.

По 14 января 1942 г. работал на строительстве оборонительной линии – Сурский рубеж, в плотницкой бригаде. Валили дубы и делали из него ПОТ (пулеметные огневые точки). Оборонительная линия тянулась в пойме р. Сура, до г. Ядрина. Кроме длинных глубоких рвов также срывали отвесно кручи правого берега р. Суры, чтобы вражеские танки не могли пройти.

Работы велись зимой в 400С морозы, люди выматывались от тяжелой работы, пухли от недоедания. Жители с. Иваньково рыли окопы за с. Стемасы, а в районе с. Иваньково трудились жители из дальних чувашских деревень, расположенных за много километров отсюда.

Анатолия Ивановича призвали в армию в 1942 г., направили в Смоленское пехотное училище. Закончить его не дали, сержантом направили в Чапаевскую дивизию. Воевал под г. Воронежем. При форсировании Дона получил первое ранение – в ногу. За войну он был ранен четыре раза. В 1943 г. был зачислен в 314-й Гвардейский полк «катюш». С боями прошел Бессарабию, Венгрию, Чехословакию. Победу встретил в городе Лиссельбах, недалеко от Вены (Австрия). Затем их часть направили на войну с Японией, но не доехали. Он попал в г. Тбилиси. Оттуда в 1946 г. был демобилизован и вернулся в родное с. Иваньково.

Анатолий Иванович вернувшись с войны был нарасхват, он хороший гармонист, играл от души, денег за свой труд не брал.

Далее он поселился в лесном поселке Шумы, работал механиком. По его инициативе на речке Шумке была построена ГЭС. Турбина, динамо-машина и др. механизмы были скопированы им с электростанции в с. Иваньково - Удельное на речке Ватага. Строили электростанцию втроем А.К. Голюшев, К.С. Черемшанов, и он. Анатолий Иванович Коновалов закончил Лесной техникум и работал главным механиком на мебельной фабрике г. Алатыря, участвовал в художественной самодеятельности гармонистов ветеранов войны. Еще было одно увлечение у него, даже во время войны он не расставался с фотоаппаратом, запечатлевая исторические кадры.

За терпимость, отзывчивость и доброту к людям Бог даровал Анатолию Ивановичу доброе здоровье, и сейчас в свои 88 лет он обладает хорошей памятью, с ним приятно общаться.

А. Макеев, краевед.

 

Детство, опалённое войной

Трудно далась русскому народу победа в Великой Отечественной войне. Мы, внуки и правнуки детей войны, преклоняем свои головы перед ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, которые своим трудом ковали для нас победу.

Моя бабушка по материнской линии Анисья Васильевна Марискина – труженица тыла. Она родилась 13 сентября 1930 года в Мордовии в селе Чукалы. В семье было шестеро детей. Когда два старших брата умерли от тифа, на нее легла забота о младших братьях и сестре, так как родители всё время хлопотали по хозяйству, работали в поле, в лесу. Бабушке не было и одиннадцати лет, когда началась Великая Отечественная война, но она очень хорошо помнит те страшные годы, сполна испытав на себе все ужасы военного времени.

На мое предложение рассказать о прошедшей войне бабушка откликается не сразу. Ей нужно время, чтобы окунуться в тяжелые воспоминанья-раздумья. Она долго смотрит на меня, а потом, посадив рядом с собой, начинает свой неспешный рассказ.

– Ох, нелегко было, внучек, в те страшные годы. Не дай Бог вам пережить то, что пережили мы, дети войны. Голод, холод, нужду, карточную систему на хлеб... Хочешь посмотреть, как выглядели карточки-то? – бабушка медленно, тяжело вздыхая, достает из старинного сундука шкатулку и показывает мне чудом сохранившиеся, пожелтевшие листочки с надписью «хлеб». А ты знаешь, из чего пекли хлеб в минувшую-то войну? – интересуется у меня бабушка и, не дождавшись ответа, продолжает:

– Конечно, не знаешь, откуда тебе ведать-то, рожденному через полсотни лет после той страшной войны. Из травы пекли, внучек, из той, что лебедой называется и нынче только как сорняк воспринимается. А тогда, в сороковые, мы собирали ее в поле и в огородах, из нее-то и пекли хлеб. На вид он был зелёного цвета, на вкус горький, очень невкусный. А поздней осенью и ранней весной подбирали в поле мёрзлую картошку, которую мама тёрла на тёрке и добавляла в тесто. Этот хлеб был немного вкуснее, но мама специально выносила его на мороз, чтобы мы его быстро не съедали. Так вот и жили.

Из рассказов бабушки я узнал о трудностях в годы войны с одеждой (нечего было носить, младшие донашивали за старшими, старшие кое-что за родителями), и отоплением (нечем было топить, не было дров, так как в Мордовии кругом степи). А также о том, что мама запрещала ходить ей в школу, потому что надо было следить за братьями и сестрой, помогать родителям по хозяйству. А она обижалась, плакала и иногда даже сбегала без разрешения в школу: так ей хотелось учиться. Бабушка рассказала мне и о том, что все жители села, даже дети, работали в поле и иногда жили там по неделям, особенно во время уборки урожая, о своем скромном вкладе в общее дело по уничтожению врага: благодаря учительнице все девочки школы научились вязать варежки и носки, которые отсылались на фронт. А также поведала историю о том, как однажды через Чукалы проходили на фронт солдаты и сделали в ее родном селе привал на ночлег. Бабушка до сих пор хорошо помнит, что и в их доме по распоряжению командира части останавливалось пятеро бойцов.

Мама наварила «квартирантам» картошки, достала из подпола квашеной
капусты, напоила молоком. Как они благодарили её за тот вкусный ужин! – с гордостью вспоминает бабушка. – А мама плакала, думая в тот момент о муже, который тоже был на фронте. Спать они улеглись на пол, на солому. Рано утром, чуть свет, ушли. До околицы их провожала вся деревня.

Не забыла бабушка и о том, как приходили в село похоронки, какие душераздирающие стоны и крики стояли в домах.

– Погибших, – с дрожью в голосе продолжала делиться своими воспоминаниями бабушка, – оплакивала вся деревня. Чужое горе становилось общим.

С момента окончания войны минуло 65 лет, но бабушка до сих пор не может вспоминать о ней без слез. И я ее очень хорошо понимаю, потому что даже я, ее внук, не могу смотреть фильмы и слышать рассказы о войне без содрогания. И потому верю, что никогда не постареет благодарная народная память о тех, кто внёс свой вклад в победу, и что она будет передаваться из поколения в поколение.

А. ДОБРЫШКИН, ученик 8 класса МОУ «Алтышевская СОШ».

 

С бреющего полета по врагу

Сергею Апраксину шел 17-й год, когда учеником девятого класса пришел он в Алатырский аэроклуб. Многие стремились тогда в авиацию, набиравшую в ту пору высоту. Непременно хотелось научиться летать и Сергею.

Программа обучения подходила к концу. Много планов и надежд строили выпускники аэроклуба, мечтая о дальних перелетах, новых рекордах. Но все обернулось по-иному. Тень фашистской свастики нависла над нашей Родиной. Молодежь поступала в летные школы. Курсантом военного авиационного училища стал и Сергей Апраксин. А через неделю началась война.

Учиться в военном училище было намного сложнее. Ведь быть летчиком не значит только уметь управлять самолетом. Настоящий военный летчик формируется не сразу. Пройдет немало времени, прежде чем курсант авиационного училища приобретет свой «почерк», свою «походку» в воздухе, станет настоящим военным летчиком.

В ожесточенных воздушных схватках приобретался опыт, закалялся характер молодых летчиков. Апраксин старательно изучал действия старших товарищей в бою, тактику врага, кропотливо отбирал самое ценное, что могло пригодиться в дальнейшем. Постепенно приходило мастерство. К исходу второго месяца боев он уже считался в эскадрильи одним из лучших мастеров штурмового удара.

Свыше тридцати вылетов на штурмовку боевой техники и живой силы противника совершил в сентябре-декабре 1944 года над территорией Белоруссии и Литвы младший лейтенант Сергей Апраксин. Приведем лишь два боевых эпизода из его летной книжки.

...23 октября 1944 года группа из шести штурмовиков ИЛ-2 атаковала 14 контрнаступающих танков, 15 автомашин и роту пехоты противника в районе Друттишкен. В этом бою лично Апраксиным были уничтожены один танк, одна автомашина и до двадцати гитлеровцев. В результате успешного бомбо-штурмового удара, нанесенного штурмовиками, была сорвана контратака противника по прорыву окружения.

8 декабря 1944 года младший лейтенант Апраксин в паре с командиром звена
С.А. Ивановым вылетел с задачей найти и уничтожить железнодорожный эшелон противника. Низкая облачность и туманная дымка затрудняли поиски цели, но Апраксин, не считаясь с тяжелыми условиями, нашел заданную цель и при сильном зенитном огне произвел две атаки на железнодорожный состав. Из строя были выведены паровоз и много вагонов.

В январе 1945 года развернулись ожесточенные бои на Кенигсбергском направлении. Небо над Восточной Пруссией разделилось на три яруса. Самый верхний его ярус день и ночь пронизывали снаряды и трассы пулеметных очередей. Там на большой высоте сражались советские истребители с ожесточенно кидавшимися в свои последние атаки истребителями врага.

В среднем ярусе, прячась в облаках, неслись со своим грозным грузом на бетонные доты врага, на его каменные крепости советские бомбардировщики. А в нижнем ярусе неба - почти над самой землей - летали штурмовики, поддерживая свою пехоту и танки и преследуя отступающие немецкие части.

3 февраля группа штурмовиков получила задание ликвидировать контратакующие танки и пехоту противника в районе Хайде Вальдбург. Зенитная артиллерия врага неистовствовала. В шлемофоне Сергея раздался голос командира: «Подавить зенитные точки!» Выполняя приказ, Апраксин снизился до бреющего полета и пушечно-пулеметным огнем в упор расстрелял зенитчиков. Им были уничтожены три автомашины, две зенитные батареи и до 15 гитлеровцев.

Свыше пятидесяти боевых вылетов совершил Сергей Апраксин в дни ожесточенных боев в Восточной Пруссии. Грудь воспитанника Алатырского аэроклуба украсили два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Как свидетельствует командир штурмового авиационного полка Герой Советского Союза подполковник Смильский, Апраксин С. А. в результате эффективных бомбардировочно-штурмовых ударов лично уничтожил и повредил: 11 танков, 69 автомашин, 12 артбатарей, 47 повозок с грузом, взорвал 3 склада боеприпасов, создал 4 крупных взрыва и 18 очагов пожара в местах скопления техники противника и уничтожил 350 гитлеровцев.

На том же ИЛ-2, на котором громил фашистов, С. А. Апраксин принял участие в Параде Победы.

После окончания Великой Отечественной войны С. А. Апраксин занимал в Военно-Воздушных Силах ряд командных должностей.

 

Боевой путь 745-го полка

В МОУ «Атратская СОШ» учащиеся кружка «Юный исследователь родного края» (руководитель Долгова Г.Д.) провели исследования о жизни села Атрать на самые разные темы. Но самый большой интерес вызвала история нашего села в годы войны. Например, Евгения Побединская провела исследование на тему «Боевой путь 745 стрелкового полка». Она посетила Алатырский краеведческий музей, сотрудники которого предоставили ей информацию о 141 стрелковой дивизии (за это им отдельное спасибо). В составе 141 дивизии находился 745 стрелковый полк, формировавшийся на территории села Атрать. Ветераны этого полка посещали наше село в 1990 году. Работа Е. Побединской строилась на их воспоминаниях.

141 стрелковая дивизия была сформирована в конце 1941 года в городе Алатыре. Штаб дивизии размещался в бывшем здании средней школы № 1 по улице Ленина. В ее состав входили стрелковые полки: 687 (формировался в селе Явлеи, первый командир подполковник Богатырев), 745 (формировался в селе Атрать, первый командир майор Хлебников), 796 (формировался в селе Стемасы, первый командир майор Петренко).

Формирование 745 СП началось 10 декабря 1941 года в селе Атрать Алатырского района Чувашской АССР и закончилось в мае 1942 года. С приближением фашистских войск к городу Воронежу, 745 СП в составе 141 СД 30 мая 1942 года был отправлен на фронт.

С прибытием на станцию Поворино 2 июля 1942 года, полк расположился в селе Рождественское в 12 км от г. Борисоглебска Воронежской области, где простоял до
2 июля 1942 года.

Командование 141 СД получило боевой приказ срочно прибыть на Дон с целью задержать даль-нейшее продвижение немецких войск на Воронежском фронте. Высадившись на станции Аношково, полк занял прочную оборону на левом берегу реки Дон 5 июля 1942 года примерно в 25-30 км от г. Воронежа к югу по течению реки.

5 июля 1942 года 745 СП в составе 141 СД был включен в состав 40 Армии
Воронежского фронта. 6 июля 1942 года противник подошел к берегам Дона с целью форсировать его и продолжать свое наступление по выше приведенному плану. По приказу командования 40 Армии личный состав 141 СД в ночь с 7 на 8 августа 1942 года форсировал реку Дон во многих местах и занял плацдарм на западном берегу в районе сел Александровка и Костенки Гремяченского района Воронежской области. Несмотря на яростные контратаки, ураганный огонь из всех видов орудий, налеты авиации, в течение четырехдневных тяжелых боев противнику так и не удалось вытеснить наших с занятого плацдарма.

Личный состав полка впервые принял здесь боевое крещение, с честью выполнил поставленную перед ним боевую задачу по занятию плацдарма на правом берегу Дона, удерживая его до переброски 141 СД под Воронеж, т.е. до 29 августа 1942 года.

В начале января 1943 года по приказу командующего Воронежским фронтом полк был переброшен вниз по течению реки Дон в село Аношково, где в ночь с 5 на 6 января 1943 года форсировал реку Дон и сосредоточился в лесном массиве под названием Тичиха.

13 января 1943 года в 8 утра по приказу командующего 40 Армии 745 СП в составе 141 СД перешел в наступление, принимая непосредственное участие в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на правом берегу реки Дон в районе села Старое Сторожевое. В ходе наступления были освобождены следующие населенные пункты: Старое Сторожевое, Архангельское, Маслов Лог, Яблочное и Костенки. 23 января 1943 года бойцы вынуждены были остановиться под селом Прокудино Гремяченского района Воронежской области, где встретили организованное сопротивление врага, успевшего занять оборону. После четырехдневных боев оборона противника была сломлена, и он, не выдержав натиска, стал отступать, покидая Прокудино, Ивановку, Никольское, Хохлы, Курбатово, Нижнее-Девица, Погожево, Егоровку, г. Касторново.

За время наступательных действий с 13 января 1943 года противник оставил большое количество различного трофейного оружия, много складов с боеприпасами, имуществом и продовольствием.

1 февраля 1943 года полк в составе 141 СД был выведен из 40 Армии и включен в состав 60 Армии. 4 февраля 1943 года при овладении г. Касторное пришлось видеть такую картину: противник сконцентрировал большое количество эшелонов с различным грузом, а также до тысячи автомашин для угона в тыл. Но точный налет нашей авиации на ст. Касторное и железнодорожные мосты отрезал все пути для вызова всего награбленного и сосредоточенного здесь. При отступлении противнику удалось поджечь большое количество эшелонов и машин. Все было объято огнем.

В августе 1943 года в связи с прекращением существования Воронежского фронта, полк в составе 141 СД вошел в состав Центрального фронта. В июне 1943 года полк и дивизия вошли в состав 30 СК. В этом же месяце, т.е. 16.06.1943 г. полку было вручено именное Красное Знамя, с которым бойцы прошли весь свой боевой путь от реки Сейм (впадина Курской Дуги) и до г. Праги.

Ранней весной 1943 года противник начал концентрировать большие силы артиллерии, танков, авиации и другой военной техники под Орлом и Белгородом, и наметил свое наступление с севера от Орла и с юга от Белгорода на Курск на 5 июля 1943 года.

Противник, для осуществления этой цели, сосредоточил около 70 дивизий. Развернул кровопролитные бои за Курск. Немцы решили любой ценой вернуть потерянные зимой 1943 года территории, а для этого «Курскую Дугу», в основании которой находился и 745 полк, хотели взять в «мешок» и устроить подобие Сталинграда. Тем более, что противнику было известно, что в выступе «Курская Дуга» было сосредоточено около 7 Советских Армий. Но попытка немцев так и не увенчалась успехом. В битве за Курск они потерпели серьезное поражение. Под массивным ударом наших войск противник был разбит и под Орлом, и под Белгородом. Наша Красная Армия после жестких и кровопролитных боев за Курск развернула успешное летнее наступление на Харьков и Орел, во что немцы никогда не верили.

Таков боевой путь 745 стрелкового полка, сформированного на территории нашего небольшого села Атрать. Мы вправе гордиться подвигом солдат, многие из которых – наши земляки.

Г. Долгова, руководитель кружка «Юный исследователь родного края».

 

 

 

 

 

Газета "Алатырские вести" №№ 110-111 от 10.08.2010 г.

 



"Алатырские Вести"
10 августа 2010
00:00
Поделиться
;