г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Он стоял у истоков художественной школы

Труден путь человеческой жизни со своими волевыми качествами и определенными слабостями. Для рожденных в 20-х годах он оказался сложным вдвойне. К этому поколению относился и Александр Иванович Тюрин.

Он родился в деревне Удельное Алатырского уезда (ныне в составе села Иваньково-Ленино) 21 февраля 1921 года. Был первенцем. С детства проявлял интерес к рисованию, но были заботы сельской жизни и по старшинству: постоянно приходилось оказывать посильную помощь по хозяйству родительского дома и в воспитании младших. А в семье было пятеро детей. По окончании школы-семилетки (1935 г.) вопрос о выборе будущего перед ним не стоял.

В Алатыре уже год как существовала художественно-гравюрная школа, где обучали мастерству профессии художника-гравера для типографий и издательств. За небольшой срок школа достигла большой известности благодаря ее организатору и директору Ф.С. Быкова. Сыграли роль в выборе Александра и согласие родителей в связи с открывшейся художественной выставкой, посвященной 15-летию Чувашской АССР, развернутой в здании сельскохозяйственного института в июле 1935 года в Чебоксарах. О ней много сообщалось по радио и в прессе. Среди ее участников были и художники Алатыря: И.С. Бенненко, Ф.С. Быков, В.Д. Воронов, Н.А. Каменьщиков, В.М. Мичурин, А.М. Тагаев-Сурбан. С августа выставка экспонировалась в краеведческом музее г. Горького. Чувашская АССР входила в состав Горьковского края.

Александр Тюрин стал учащимся художесвтенно-гравюрной школы. На первом курсе преподавал живопись В.К. Тимофеев, ученик Н.И. Фешина. Он был приглашен из Казани вместе с супругой М.М. Васильевой, также ученицей Фешина.

Одноклассниками А. Тюрина оказались: А.И. Пахомов, уроженец села Порецкое, а в последующем – узник концлагеря Цейтхайн и автор книги «Рисунки кровью» (1966), П.С. Кулагин, который вместе с Н.В. Овчинниковым в 1937 году поступил на живописное отделение Академии художеств, а со временем был профессиональным актером-певцом и поэтом; Н.С. Учватов – ставший художником-графиком в Мордовии, а затем переехал в Среднюю Азию. Именно на этом курсе впервые стали учиться и девушки – И.В. Воронова, дочь художника-педагога, впоследствие многие годы трудившаяся художником-оформителем в кинотеатрах Алатыря, и Н.И. Боровая, немало сделавшая в развитии и пропаганде самодеятельного искусства республики. Близко сошелся Тюрин и со многими студентами-старшекурсниками. Часто наблюдал, как творчески работали В. Куделькин, Н. Овчинников, В. Стрежнев, Е. Канов, В. Ильин.

По окончании учебы Александр Иванович был направлен на должность преподавателя черчения и рисования в школу города Нижнего Тагила. Проработал всего три месяца, а уже в декабре 1939 г. его направили в Красную Армию. Это был период осложнения международной обстановки, начало второй мировой войны. Страна укрепляла защиту своих рубежей. Шел призыв молодежи. Забирали старшекурсников из институтов, техникумов, ФЗО… Был и он направлен на учебу, а затем на южную границу в Монголию, на борьбу с басмачеством и китайской интервенцией. Служил в войсках связи. Здесь его застала Великая Отечественная. Являясь единственным художником, в свободное время оформлял красные уголки, рисовал портреты сослуживцев. Многие его рисунки публиковались в газете «За Родину!» 17-й армии. В 1945 г. он – участник войны с Японией. Демобилизовался в 1946 г. в звании лейтенанта, возвратился на родину. Из-за отсутствия вакантной должности по специальности был направлен преподавателем рисования и черчения в Батыревское училище (1946-1954гг.). После его реорганизации возвратился в Алатырь. Преподавал рисование и черчение в школах города, многие годы работал в средней школе № 8.

В 1970 г. вышло решение СМ ЧАССР об открытии в Алатыре детской художественной школы. Его назначили директором. С тех пор школа стала его заботой, радостью и печалью, смыслом труда и жизни. И вспомнил он тогда былые студенческие годы, своего наставника Ф.С. Быкова. Именно в таком возрасте, как и он, Федор Семенович начал заниматься становлением художественно-гравюрного училища в Алатыре. Удивительно, но факт, но здания бывшего училища и школа волею судьбы оказались на одной улице. Все повторилось, те же условия и те же проблемы… Нужны были наглядные пособия, оборудование, изобразительные материалы. Все это легло на плечи Александра Ивановича. Тюрин старался внести в школьную среду лучшие традиции, взятые у Ф.Быкова, и это ему удалось. За короткий срок материальная и учебно-методическая база школы была поднята на уровень лучших художественных школ республики. Учащиеся принимали участие во многих российских выставках, занимая довольно высокие места. Жюри отметило их высокий профессиональный уровень. Одновременно шла подготовка своих кадров.

На посту директора А.И. Тюрин проработал до выхода на пенсию (1981 г.). К этому времени под школу перешло полностью все двухэтажное деревянное здание. В последующие годы он работал художником-оформителем на железной дороге. Скончался летом 1997 года.

Но заложенный им фундамент художественной школы продолжает жить. Многие выпускники школы связали свою судьбу с искусством. Они живут и работают во многих уголках не только России, но и за рубежом – в США, Германии и т.д. Это начинание сыграло благотворительную роль в воспитании молодого поколения.

 

 

Газета "Алатырские вести" №№ 22-23 от 22.02.2011 г.  



"Алатырские Вести"
22 февраля 2011
00:00
Поделиться
;