г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Закон ориентирован на граждан

В России создается новая модель оказания соцуслуг населению. Минздравсоцразвития разработал законопроект, который установит единые правила работы как для государственных, так и для частных учреждений социальной сферы.

Система социального обслуживания населения формировалась в течение последних 20 лет и сегодня представляет собой самостоятельную отрасль в социально-экономическом развитии страны.

В настоящее время в нашей стране насчитывается около 5 тысяч социальных учреждений различного профиля. Ежегодно они оказывают помощь более чем 19 млн. нуждающимся в социальной защите гражданам. За десять лет с 2000 года в 1,3 раза возросло число стационарных учреждений социального обслуживания различных типов, число проживающих в них увеличилось на 27,3 тыс. человек.

В регионах разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, стали активно применяться методики предоставления социальных услуг с учетом нуждаемости, разработаны критерии оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг государственным стандартам социального обслуживания, получили дополнительное развитие эффективные формы и новые технологии социального обслуживания (социальные квартиры, патронажное обслуживание тяжелобольных, жилые дома для ветеранов).

Регулярными стали проверки исполнения государственных стандартов социального обслуживания в учреждениях социального обслуживания территориальными контрольными органами и центральным аппаратом Росздравнадзора.

 Медленно, но тем не менее, внедряется государственно-частное партнерство в систему оказания социальных услуг.

 Современная ситуация требует дальнейшего развития. В первую очередь обновления законодательства в сфере социального обслуживания.

Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1995 года.

Закон сыграл важную роль в развитии системы социального обслуживания населения. Вместе с тем многие нормы Закона нуждаются в пересмотре в связи с изменениями российского законодательства в части правового положения государственных (муниципальных), некоммерческих организаций и общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг и т.д. Кроме того, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания не позволяет в полной мере обеспечивать потребности населения в соцуслугах. Для ее дальнейшего развития требуется совершенствование правовых основ в сфере социального обслуживания.

Поручение разработать новый законопроект дано Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года.

Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» направлен на дальнейшее развитие системы социального обслуживания.

Законопроект предусматривает введение ряда новых основных понятий, направленных на достижение однозначного, единообразного толкования его норм (государственное задание (заказ) на предоставление социальных услуг; система социального обслуживания; заказчики, поставщики и получатели социальных услуг; малообеспеченность; индивидуальная нуждаемость в социальных услугах; социальный работник).

Законопроект уточняет ряд понятий таких, как «социальное обслуживание», «социальные службы», «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги», содержит перечень и формулировки принципов социального обслуживания, оснований для признания граждан (семей) находящимися в трудной жизненной ситуации.

Законопроект четко определяет условия социального обслуживания и контингенты населения, соответствующие этим условиям. Принципиально новым является фиксация в законопроекте конкретных видов социальных услуг, их содержания - применительно к различным условиям социального обслуживания. Благодаря этому создаются условия, облегчающие понимание, осознание населением своих прав в области социального обслуживания, повышается адресность обращения населения за получением конкретных видов социальных услуг.

Законопроект детализирует порядок предоставления социальных услуг, организацию и принципы регулирования социального обслуживания, включая использование таких механизмов, как стандарты государственных услуг, регламенты предоставления социальных услуг, регистры получателей социальных услуг, договоры на предоставление социального обслуживания, заключаемые между потребителем и поставщиком социальных услуг.

Законопроект определяет структуру системы социального облуживания, принципы ее финансового обеспечения и
контроля. Тем самым создается нормативная правовая база, необходимая для повышения качества социального обслуживания населения за счет внедрения обоснованных норм и нормативов социального обслуживания, а также привлечения в сферу социального обслуживания организаций и учреждений независимо от форм собственности и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Особое значение имеют нормы законопроекта, предусматривающие развитие рыночных механизмов в сфере социального обслуживания, предоставляющих возможность организациям, относящимся к негосударственному сектору и индивидуальным предпринимателям, получить равный доступ к государственному заданию на оказание социальных услуг наравне с государственными социальными службами.

Законопроект содержит детальное описание конкретных прав и обязанностей получателей и поставщиков социальных услуг, а также полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере предоставления социальных услуг.

В настоящее время законопроект прошел первый круг согласования в федеральных министерствах и ведомствах и выносится на широкое общественное обсуждение.

С этой целью проводится общественная экспертиза правительственного проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Ее цель – помочь учесть все существующие точки зрения на отдельные положения законопроекта и выявить пути его доработки в интересах общества. Экспертиза длится до 5 октября 2011 г. Её результаты будут использованы при доработке указанного законопроекта.

Узнать всю необходимую информацию, а также оставить свои предложения по улучшению законопроекта жители Чувашской Республики могут на сайте: http://s.zakon-fom.ru/node/134.

 

Газета "Алатырские вести" от 04.10.2011 года № 128



"Алатырские Вести"
04 октября 2011
00:00
Поделиться
;