г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Тот самый памятник

Окончание. Начало в номере от 17 января, 2012 г.

На месте гибели императора воздвигли храм Воскресения Христова. И в Алатыре чутко откликнулись на события, связанные с правлением и личностью Царя-Освободителя. В апреле 1866 года в здании женского училища было совершено благодарственное молебствие за спасение жизни Александра II после покушения на него московского студента. В марте 1879-го попечительский совет женской прогимназии (бывшего училища) обсудил предложение Алатырской городской управы принять соответствующие меры в связи с присланным билетом городского общественного банка – «на вложенный на вечное время капитал 523 рубля, собранный по добровольной подписке в память спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича, учредить стипендию имени Иосифа Ивановича Комиссарова-Костромского за право учения бедных учениц из городских жителей». Это он, тот самый Комиссаров из костромских крестьян, работавший у шляпочного мастера в С.-Петербурге, спас Александра II от пули Д. Каракозова, за что жалован званием дворянина, деньгами и прибавлением к фамилии именования «Костромской». Через год в той же прогимназии торжественно отметили 25-летие царствования Александра II, в честь чего был отслужен благодарственный молебен и приглашённый хор пропел: «Боже, царя храни» и «Коль славен…». А буквально через месяц император на представленном ему докладе министра народного просвещения о выражении «верноподданнических чувств и поздравлений от всех служащих и учащихся Алатырской женской прогимназии собственноручно начертать изволил»: «Благодарить». Через семь лет после гибели Царя-Освободителя его сын Александр III, как писали «Симбирские епархиальные ведомости» (1888. – №№ 9, 10), «за религиозно-патриотические чувства со стороны церковного старосты алатырской Казанской церкви, первой гильдии купца Кирилла Николаевича Попова, выразившиеся в постройке на его личные средства… в память о почившем в Бозе императоре Александре II, каменной, больших размеров часовни, Высочайше повелеть изволил: «Благодарить». Часовня была сооружена рядом с Прудком на улице Поперечно-Московской, переименованной после открытия памятника в Александровскую.

Окончились торжества, и будничная жизнь потекла в своём привычном русле. На сходах крестьян решались вопросы об отсрочке долговых платежей Алатырскому сельскому банку, владении новыми землями, избрании волостного правления и доверенных лиц для выборов земских гласных. В городе открывается сельскохозяйственная выставка, цель которой представить положение дел в аграрном секторе не только Алатырского, а и четырёх смежных уездов. В женской гимназии (бывшей прогимназии) создаётся общество вспомоществования нуждающимся ученицам. Попечение «о недостаточных ученицах» заключалось в снижении платы за обучение, бесплатной выдаче книг и учебных пособий, снабжении одеждой и обувью, открытии столовых, представлении места в общежитиях. Создаётся комиссия по строительству здания для реального мужского училища, учебные классы которого пока продолжают размещаться в арендуемых помещениях. В городе начинаются религиозно-нравственные чтения, местом для проведения которых избран самый большой храм Алатыря – Христо-Рождественский, куда собиралось до двух тысяч человек. Объявляется сбор пожертвований на памятник в Симбирске покойному Председателю Совета Министров П.А. Столыпину – ещё одной жертве террористов. За что убили премьер-министра, великого, как и Александр II, реформатора, не только заложившего фундамент под новое социально-экономическое положение крестьян, но и начавшего масштабную модернизацию страны? За то, что при содействии государства крестьянами скупались нежизнеспособные крупные (по-старому – помещичьи) землевладельческие хозяйства? За то, что Россия на всех парах шла к подъёму и расцвету, что за двадцать лет (1894–1914) её население увеличилось, чуть ли не наполовину и в разы – протяжённость железнодорожной сети, бюджет Министерства народного просвещения, число обучающихся в начальных, средних, высших учебных заведениях?

– И как только рука поднялась, – вздыхали обыватели, жертвуя, кто сколько мог на памятник премьер-министру. – Да, многие благие начинания на Руси оборачиваются новыми бедами.

Беда не заставила себя долго ждать и на этот раз. Началась Первая мировая война, или, как называли её в народе, «первая Германская». Потом последовали отречение Николая II, Февральская революция под лозунгом «Свобода, равенство, братство» и неудачное правление Временного правительства. И вскоре стремление к свободе обернулось Октябрьским переворотом, Гражданской войной. И во время этих драматических событий начали свергать с пьедесталов памятники Александру II. Случилось так и в Алатыре. Как это было, рассказывает в своих воспоминаниях уроженец с. Иваньково, краевед А.Н. Блохинцев. Его родители в 1914 году переехали в Алатырь, где отец поступил работать смотрителем (завхозом) в земскую больницу. «Помню, – пишет Александр Николаевич, – весной 1917 года, когда мне было пять лет, отец взял меня с собой в центр города на площадь к памятнику «Освободителю» Александру II. Памятник на этот раз имел странный вид. Верёвки, привязанные к шее царя, опускались к ограде памятника, образуя собой пирамиду. К этим верёвкам, а их было много, были подвешены портреты членов царской фамилии и прочие атрибуты царизма – изображения царской короны, царских вензелей и т.п. Мы оба стояли и смотрели. Вид этой картины хорошо сохранился в моей памяти. А много позже от кого-то из взрослых я узнал, что вся эта пирамида с атрибутами царизма была сожжена, после чего памятник был свергнут с пьедестала. Потом оказалось, что бронзовая фигура царя была завезена во двор дома, стоявшего напротив бывшего памятника. В доме же этого двора в 1928–1929 годы находилась химическая лаборатория нашей школы второй ступени им. Красина. Во время перемен между уроками мы, ребята, сиживали на этой скульптуре, нагретой солнцем».

Какова дальнейшая судьба памятника? По воспоминаниям других старожилов города, бронзовая скульптура Александра II была переплавлена в железнодорожных мастерских (ныне Алатырский механический завод), а пьедестал разрушен. И уже много лет почти на том же месте стоит другой памятник – вождю мирового пролетариата.

Времена меняются, и вместе с ними весь уклад жизни. Она каждый раз другая, новая. Но в новой жизни нельзя забывать о прошлом. И поэтому особенно актуально прозвучало выступление Президента нашей страны на состоявшейся в феврале 2011 года международной конференции, посвящённой Великим реформам XIX века в России: «Известно, что эпоха Великих реформ началась с отмены крепостного права. 150-летие этой даты мы сегодня и вообще в этом году отмечаем в нашей стране… Александр II и, конечно, его единомышленники отказались от традиционного уклада, хотя это было чудовищно трудно, и указали России путь в будущее. И в этом их величайшая заслуга… Они верили в то, что преобразования можно провести без хаоса и насилия…».

Тогда же в феврале 2011 года по центральному телевидению показали торжества по случаю открытия восстановленного памятника Царю-Освободителю в с. Белый Ключ. Так соседи алатырцев почтили память о великом реформаторе.

 

Газета "Алатырские вести" от 04.02.2012 года №№ 15-16



"Алатырские Вести"
04 февраля 2012
00:00
Поделиться
;