г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Дети войны – кто они?

После Указа Президента Ельцина, в котором говорилось, что следует считать тружениками тыла родившихся по 31.12.1931 г., пошел поток писем-воспоминаний от тех, кто начал свою трудовую деятельность с 7 лет и имеющих медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»…

С 1942 г. фронт все чаще и чаще стал требовать пополнения своих рядов из-за крупных потерь. Ряды второго трудового фронта стали пополняться несовершеннолетними. По КЗОТу на работу их брать запрещалось, но в войну на законность закрывали глаза, и брать на работу стали с 13-14 лет…

В колхозах и совхозах возрастного ценза не было, там дети начинали работать с 7 лет. Боронили поля, возили в бочках воду на поля тем, кто работал, собирали золу для удобрения полей, колоски, пропалывали лен, пшеницу, рожь. Старшие с 10 лет самостоятельно пахали, возили на телегах снопы и зерно, пасли скот, работали на конюшне, на ручных веялках…

В войну это была бесплатная рабочая сила! Дети войны не с чужой планеты, войну они испытали на себе. Да, у них не хватало силенок поднимать ружье, копать траншеи и рвы. Это так. Но никто за них не сидел под бомбежками, никто за них не отмерял километры в толпе беженцев, никто за них не голодал, никто за них не собирал колоски по колючей стерне в рваных башмаках. Свою горькую чашу они выпили сами…

Их отцы, деды и братья воевали на фронте, чтобы сохранить саму жизнь на земле, чтобы их детям и внукам была обеспечена достойная жизнь и старость.

В своих воспоминаниях они пишут: «Мы помним тяжелое время и лишения, страдания и унижения бытия, нищету, горемычное существование и безотцовщину. Все послевоенные годы мы страдали и выносили свои страдания рядом с участниками войны, но без их тепла».

Тысячи девочек и мальчиков жили по законам военного времени. Дети войны рано познали, что такое недетский труд, холод, пища из отрубей, травы.

За годы нашей послевоенной истории ни один официальный институт не занимался ни проблемой тружеников тыла, ни проблемой детей войны. Исключение составляют репрессированные и дети блокадников.

Однако дети войны рано познали не только труд, нищету, голод, но и увечья от недетского труда. Многие из них стали инвалидами по воле войны, потому что их настигла шальная пуля, осколок снаряда, смерть матери на глазах у ребенка, расстрел близких... Из письма Володиной из Нижнего Новгорода: «В 1941 г., убегая под огнем фашистов из Литвы с дочкой на руках, я не уберегла ее: пуля угодила в ногу. С тех пор дочь инвалид вот уже 60 лет. Хромота привела к деформации позвоночника, а это привело к нарушению работы легких и сердца, но она считается инвалидом с детства»…

Таких писем было много. Одно из г. Чернушки от Порошиной: «Мне было три года, нас эвакуировали на Урал. Состав попал под бомбежку. Эшелон с новобранцами шел на фронт. Его тоже бомбили вместе с нами. Меня ранило и оглушило, до 12 лет я не ходила, не говорила. До сих пор передвигаюсь с помощью коляски. Почему я инвалид с детства, а те, что были в эшелоне новобранцев, – они инвалиды войны? Бомба была одна, и станция одна? Я-то в чем виновата, тем, что мне было три годика?».

Сегодня дети войны – пожилые люди. В большинстве своем они не смогли нормально трудиться, у них маленький стаж, их заработки были невелики. Значит их материальные средства скудны. Поэтому государству необходимо обратить на них самое пристальное внимание.

 

Газета "Алатырские вести" от 24.03.2012 года №№ 42-43



"Алатырские Вести"
24 марта 2012
00:00
Поделиться
;