12:14 Во всех крупных сражениях Отечественной войны 1812 года участвовал уроженец Алатыря, генерал-майор П.А. Кикин, особо отличившись в битве под Бородино

Сегодня в России отмечается День воинской славы – 200-летие со дня Бородинского сражения. В российской истории эта битва по праву считается ключевым событием, так как она явилась одной из важнейших в ходе Отечественной войны 1812 года.
В войне против французского нашествия участвовали сотни алытырцев. Громкой славой у современников пользовался уроженец Алатыря, генерал-майор П.А. Кикин.
Отечественную войну 1812 года Петр Андреевич встретил в полковничьих эполетах, исполняя должность дежурного генерала штаба 1-й Западной армии. В этот период его заверяющая подпись стояла практически во всех приказах по армии и распоряжениях командующего. В ведении Кикина было дежурство армии, организационно входившее в отделение начальника главного штаба. Под началом дежурного генерала находились генерал-гевальдигер (главный военный полицмейстер), генерал-вагенмейстер (управлявший обозом армии), полевой генерал-штаб-доктор, полевой почт-директор, полевой обер-священник, комендант главной квартиры, заведовавшие соответствующими службами армии. После назначения на должность начальника штаба 1-й Западной армии генерал-лейтенанта маркиза Паулуччи, «смелого и решительного в речах, но совершенно непригодного к своей должности», дежурный генерал Кикин «сказался больным» и вновь вступил в свою должность лишь по настоятельной просьбе Алексея Петровича Ермолова, назначенного начальником штаба вместо незадачливого маркиза.
Во время сражений П.А. Кикин находился на поле боя, неизменно проявляя в решающие минуты самоотверженное мужество. Так было 7 августа в сражении при Валутиной горе, когда 1-я армия, оставив пылавший Смоленск, двигалась на соединение со 2-й армией Багратиона, отходившей на восток к Дорогобужу. Утром после трудного ночного марша по пересеченной местности одна из колонн 1-й армии подходила к деревне Лубино, у которой проселок выходил на Московский тракт, – туда же подошел от Смоленска и авангард маршала Нея. Русские передовые части завязали с ним ожесточенный бой, прикрывая движение основных сил армии Барклая.
Был момент, когда наша пехота под натиском превосходящих сил противника и все усиливавшимся огнем его батарей смешалась, оставила дорогу и, рассыпавшись по кустарнику, стала откатываться к Лубину. П.А. Кикин и несколько офицеров штаба армии бросились на опустевшую дорогу, остановили барабанщиков, вместе с другими уходившими в тыл, и приказали им бить «сбор». Когда по этому сигналу к ним примкнули десятки, а потом сотни солдат, Кикин и его товарищи, обнажив шпаги, повели их навстречу приближавшемуся противнику. Французы были остановлены. Вскоре подошла дивизия Коновницына и дорога на Москву осталась в руках русских. В этом бою Петр Андреевич был ранен пулей в колено, но остался в строю. В последствии за это сражение он был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.
При отходе армии от Вязьмы к Цареву Займищу только благодаря энергии П.А. Кикина были своевременно эвакуированы в тыл несколько тысяч раненых.
В день Бородинского сражения дежурный генерал Кикин вместе с начальником штаба А.П. Ермоловым и начальником артиллерии П.И. Кутайсовым принял участие в контратаке на захваченную французами батарею Раевского. Утраченный важный стратегический пункт в центре позиции был вновь занят русскими войсками. Бригада генерала Бонами, овладевшая редутом, была практически полностью уничтожена, а её командир захвачен в плен. В ходе атаки погиб генерал-майор П.И. Кутайсов. А.П. Ермолов и П.А. Кикин получили контузию, но остались в строю.
После оставления Москвы в Тарутинском лагере при объединении 1-й и 2-й Западных армий в одну главнокомандующий М.И. Кутузов сохранил за полковником Кикиным должность дежурного генерала главного штаба армии. 6 октября во время Тарутинского сражения, ознаменовавшего переход русской армии к активным действиям, Петр Андреевич находился при Кутузове. 21 октября полковник П.А. Кикин за отличие в кампании
В декабре 1812 года, когда последние неорганизованные толпы некогда Великой армии Наполеона покидали пределы Российской империи, П.А. Кикин находился в Вильно. 17 декабря в письме государственному секретарю А.С. Шишкову он изложил мысль о сооружении в Москве Храма, посвященного Спасителю, согласно древнему русскому обычаю возносить благодарение Господу Богу за одержанную на поле брани победу. Письмо было передано Александру I, и 25 декабря
Статья подготовлена по материалам сотрудника городской центральной библиотеки Михаила Скрипина.