г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

«Утюж» приносит открытия (продолжение)

Окончание. Начало в номере от 15 сентября

В позднем неолите в начале 4 тысячелетия до нашей эры с Волги, района Марийского Поволжья, сюда начали проникать племена лесных охотников и рыболовов, изготовлявших глиняные сосуды с ямочно-гребенчатым орнаментом, когда по сырой глине наносились ямки с помощью белемнита (известного в народе как чёртов палец) и гребенчатые оттиски.

С этими племенами связано появление новых форм каменных орудий – дротиков, каменных топоров, тёсел и др. К сожалению, в песчаном грунте не сохраняется кость и другая органика, но по материалам торфяниковых стоянок мы знаем, что из кости (хорошего поделочного материала) древние охотники изготавливали гарпуны, проколки, рыболовные крючки, украшения – амулеты, а из дерева ёмкости для хранения, ложки, лыжи и многое другое.

Очень важным открытием археологов стало обнаружение стоянок с остатками жилищных сооружений с характерным набором каменного инвентаря и керамики так называемой Хвалынской культуры. Основная территория её распространения в южных пустынных и полупустынных территориях Самарской, Саратовской и Астраханской областей. Именно с этими племенами и можно связать первое появление в регионе производящего хозяйства, и в частности скотоводства. В стадах этой культуры известны лошади, козы.

Весьма примечательно, что среди орудий труда населения Хвалынской культуры обнаружено несколько наконечников стрел, типичных для Кельтеминарской культуры Средней Азии, территории Семиречья. Они небольших размеров с характерной выемкой для лучшего прикрепления к древку стрелы.

Ножи и наконечники копий и дротиков хвалынцы изготавливали на крупных (длиной до 200 мм и шириной до 30-50 мм) ножевидных пластинах, полученных усиленным отжимом с крупных нуклеусов (ядрищ). Сосуды лепили ещё без гончарного круга, но искусно. Это были большие круглодонные горшки с цилиндрической и раструбовидной шейкой с валиком по краю. Украшены они были в верхней части плотным оттиском витой верёвочки. В глиняное тесто добавляли толчёную раковину.

Есть неоспоримые данные, что у Хвалынцев появился металл – медь, и потому эту культуру относят к энеолиту (медно-каменному веку).

Время появления здесь Хвалынцев совпадает с существованием Льяловских племён. Контакты льяловцев и хвалынцев проявляются в появлении новых форм керамики, присущих хвалынцам.

Следующей культурно-хронологической группой этих мест являются племена, характерные для более северной территории – Марийского лесного Поволжья. Это памятники финального неолита – Красномостовская археологическая культура. Сейчас мы знаем, что они жили в последней четверти четвёртого тысячелетия до нашей эры. Их керамика отличается более разреженным орнаментом, выполненным овальным и зубчатым штампами. Сохраняются в орнаменте и глубокие круглые ямки, характерные для Льяловской культуры. Эти поздненеолитические племена стали основой для Волосовской культуры энеолита. Они уже умели добывать и обрабатывать медь, хотя каменные орудия ещё долгое время оставались главными в трудовых операциях. Технология обработки камня у них достигает совершенства. Появляется большое разнообразие каменных тёсел и топоров, наконечников стрел, дротиков и крупных копий для охоты на дичь. В районе Утюжа археологами изучены несколько жилищ волосовцев. Это были большие прямоугольные полуземлянки. В центре – костровые ямы, по краям пологи для отдыха. При изготовлении посуды в глину добавляли большое количество пуха водоплавающей птицы и толчёной раковины,что отличает её от сосудов других эпох и культур. Украшали сосуды вдавлением крупных зубчатых штампов, в виде ёлочки, зигзагов вертикальной и горизонтальной направленности. Со временем примесь раковины выщелачивалась, пух выгорал ещё при обжиге, и фрагменты сосудов становились рыхлыми, пористыми и лёгкими.

Рядом с жилищами было обнаружено святилище волосовцев, где археологи исследовали постройку и костище – скопление обожжённых костей медведей. Судя по фрагментам, кости принадлежат более чем тридцати медведям. Такие святилища волосовской культуры известны на верхней Волге на стоянках Сахтыш и в Марийском Поволжье.

В костище и в постройке обнаружены разной величины обломки глиняных горшков. Святилища такого типа отражают мировоззрение древних охотников, у которых культ Медведя зародился ещё в глубокой древности.

Кроме памятников Волосовской культуры, здесь изучены остатки построек и керамика энеолита, близкие Волосовской культуре, которые отражают развитие местного энеолитического населения. В это время осуществлялись контакты с южным населением, что выражалось в появлении здесь специфической керамики с округлым туловом и высокой раструбообразной шейкой. Особенность вооружения этого этапа – небольшие треугольные черешковые наконечники. Особенность архитектуры стоянок – наличие прямоугольных и квадратных ям, вырытых в полу жилищ и за их пределами.

На рубеже III и II тысячелетий до н.э. в крае появляются племена, владевшие технологиями изготовления орудий из меди и бронзы, которые существовали здесь на протяжении практически всего II-ого тысячелетия до н.э. На р. Утюж были обнаружены следы поселений балановской, поздняковской и срубной археологических культур эпохи бронзы. Именно с этими культурами связано появление здесь зачатков земледелия и скотоводства, колесного транспорта, навыков металлообработки, т.е. производящего хозяйства, хотя еще долгое время охота, рыболовство и собирательство будут важной частью жизни этих племен. Каждая из этих культур имеет свою историю.

Следует отметить, что балановская культура была впервые изучена на территории Чувашии у с. Баланово Козловского района. Балановцы относятся к т.н. кругу культур шаровидных амфор и боевых топоров, распространенных на обширной территории Восточной Европы, от Балтики до Каспия. Изготовлявшаяся ими керамическая посуда имела округлое тулово, иногда с высокой раструбообразной шейкой. Искусно изготовленная посуда была украшена вдавленным по сырой глине богатым геомет-рическим орнаментом из сочетания линий, треугольников, ромбов и т.д.

Срубная культура относится к позднебронзовому веку. Ученые сегодня выделяют ее в крупную историко-культурную общность, распространенную между Днепром и Уралом, объединяющую несколько археологических культур. Территория Чувашского Поволжья является северо-восточной периферией. Посуда срубников была плоскодонной, баночных и горшковидных форм, украшена геометрическим орнаментом.

На многослойном поселении «Утюж I» также были выявлены остатки средневекового поселения золотоордынской эпохи (XIV века н.э.). Археологами изучены остатки домов с припечными ямами, найдено большое количество глиняной обмазки от глинобитных печей. Из важных находок того времени следует упомянуть серебряный дирхем (XIVв.), несколько железных игл, ножей, целый навесной замок и дужку болгарского производства, кованые гвозди, большое количество керамики, в которой выделяются фрагменты местной лепной древнемордовской посуды, древнерусской керамики, золотоордынских гончарных сосудов. Эти находки позволяют предположить нахождение здесь крупного торгового поселения того времени, расположенного на сухопутном пути из Болгара в Киев. Однако население здесь было в основном местным мордовским. Болгарское же участие здесь было в основном представительским или торговым.

Таким образом, за семь лет работы Утюжской экспедиции благодаря труду большого коллектива учёных, студентов и энтузиастов, принимавших активное участие в раскопках, не только история Алатырской земли получила новое, интереснейшее освещение в глубь веков и тысячелетий, но и мировая сокровищница знаний о древнейшей истории человечества получила множество новых ценных фактов и материалов. Благодаря систематической предварительной поисковой работе Алатырского краеведческого музея территория исследований за семь лет расширилась далеко за пределы небольшой речки Утюж. Практически каждый сезон работ знаменуется новыми открытиями, которые дают ответы на некоторые важные моменты древнейшей истории, ставят перед учёными новые вопросы.

Коллектив исследователей выражает единодушную благодарность гостеприимной Алатырской земле, администрации города Алатыря за постоянную помощь в работе экспедиции и понимание важности задач археологических исследований края.

Утюжская экспедиция продолжится, и мы впредь будем подробно знакомить с её результатами.

 

Газета "Алатырские вести" от 18.09.2012 года №122



"Алатырские Вести"
18 сентября 2012
00:00
Поделиться
;