Сундучок Елены. Как куклы помогают воспитывать детей
10 лет назад переехала со своей семьей из Екатеринбурга в Алатырь Елена Николаева. Инициатором переезда стал муж Елены, мечтавший жить в своем доме. С Урала она перевезла обозы, полные разноцветных тканей и швейной фурнитуры, надеясь зарабатывать в Чувашии на продаже авторских кукол.
Маршрут не для туристов
В Алатырь Николаевы переехали вслед за своими друзьями. Два директора екатеринбургского дома фольклора в свое время приехали сюда и остались, став священнослужителями. Стало интересно, что за город такой? Супругам Николаевым алатырские храмы тоже понравились. Живя в Екатеринбурге, Елена выступала в фольклорном ансамбле. В рамках гастролей проходили и фольклорные экспедиции, где Елена выяснила, что в Древней Руси почти у каждого была обереговая кукла, которая защищала от злых сил, принимала на себя все болезни и несчастья. Считалось, что женщина, почувствовав схватки, должна была сделать 7 куколок, не пользуясь ни ножницами, ни иголками.
Процесс создания каждой куклы для Елены уникален. Основа для пошива куклы — лоскутики ткани и вата. Из синтепона делаются голова и шея. Торс, руки и голова формируются в зависимости от образа. Собираемые на протяжении всей жизни Еленой ткани пригодились. В Алатыре таких красочных не найти, поэтому у каждой создаваемой ею куклы наряды выглядят очень богато. Но самое главное в кукле — это глаза, от того, как их сделаешь, зависит, получится образ или нет. Ее куклы бывают и без глаз, как, например, та, которая служит игольницей.
У Елены осталась только одна кукла в русском сарафане стоимостью 4-5 тысяч рублей. Остальных она отдала в Дом милосердия, который работает в Алатыре при Храме Иверской иконы Божией матери. В Екатеринбурге Елена могла достойно зарабатывать пошивом кукол. Ее куклы
есть у коллекционеров в Англии, Германии. А в Алатыре мастеру пришлось забыть об этом и заняться, как она сама говорит, миссионерской деятельностью. Хотя на зарплату менее чем 10 тысяч рублей растить троих детей сложно. Поэтому и не удается никак даже подремонтировать дом, в котором они живут с тех пор, как переехали сюда.
На уроках в местной школе искусств мастер забывает о своем увлечении, обучая детей заложенным в программе наукам — архитектуре, скульптуре и другим. Обучение основам пошива куклы — это за ее рамками.
Кукла - самое близкое для каждого из нас.
Миссионерская деятельность Елены — это и идея проведения чайных церемоний в магазине «Алатырский сувенир», где центральное место отдано Параскеве-пятнице (христианская великомученица III века) — кукле в человеческий рост. Рядом с ней – сундуки с богатствами. Параскева — это лишь часть туристического маршрута, который Елена разработала со своей подругой, тоже переехавшей сюда жить из Екатеринбурга, Ольгой Шитниковой. Традицию чайных церемоний они заимствовали в столице Урала — в магазине «Золотой марципан». Елена шила к каждой, приуроченной к народным праздникам, церемонии пару кукол — мужика и бабу в русских сарафанах и рубахах, городские барышни и господа в нарядах. К примеру, на Масленицу там не только чаем потчевали, но и блинами. Это помогало магазину привлекать покупателей, а мастеру — реализовывать свои творческие замыслы. Когда она была беременна третьим ребенком, к ней позвонили из Екатеринбургского общества женщин и попросили сделать кукол для приезжающих в город Наины Ельциной и Хилари Клинтон. Елена подумала, что это шутка, и делать ничего не стала. Через две недели снова звонок: «Готово?» Тогда за оставшиеся до визита две недели она сшила две пары кукол — нарядных русских супругов, которых презентовали первым дамам.
Но задуманный туристический проект, суть которого в том, чтобы приезжие останавливались в магазине и выпивали чаю с Параскевой, слушая рассказы об истории города и его традициях, не нашел должного отклика. «После посещения наших старинных храмов туристы могли бы заезжать и в магазин «Алатырский сувенир». Но для реализации этого проекта нужны не только налоговые послабления, но и больший поток туристов, нежели сейчас. В Мордовии нашу задумку оценили по достоинству, - считает мастер. - Но местный хлебозавод навстречу не пошел, а ведь так можно было бы его изделия продвинуть на рынки соседних регионов, предприниматели тоже меня не поняли».
Коляда и чучело
На выезды в другие города для презентации своих кукол у учителя школы искусств нет средств. Посылать куклы в Чебоксары тоже не было смысла, по ее словам, в столице акцент делается именно на чувашскую куклу, а ее — носители русских традиций. Еще живя в Екатеринбурге, Елена проводила семинары для воспитателей детских садов, рассказывая об истории создания Вятской куклы (так называемой подарочной). «Так уж сложилось, что моя мама из Вятки, и я постепенно пришла к созданию именно этой куклы», - говорит Елена. Затем она выпустила пособие по изготовлению этой куклы и стала проводить семинары, мастер-классы, передавая свои знания не только педагогам, но и малышам Алатыря. Все это вылилось в проект «Детская игрушка». Его суть в том, чтобы познакомить детей с разными видами труда и материалами и помочь им выразить своё видение того или иного предмета. Такое самовыражение помогает детям раскрыть свои возможности, считают организаторы проекта, в числе которых и мастерица Николаева. Мастер-классы по изготовлению игрушек проходят в детских садах и детских домах. Одной из площадок для реализации проекта стал Православный приход храма Иверской иконы Божией Матери. Там же уже действует Музей традиционной народной культуры, где прихожане собирают предметы старины.
Елена рассказывает: «Детей сейчас мало в семьях, но и ими никто не занимается. А новое поколение — это прежде всего хранители традиций. Нынешние дети даже не знают, почему на Масленицу бабу сжигают (чучело — это символ холодной и трудной зимы, поэтому, прощаясь с ним, народ радовался тому, что все печали прошедшей зимы превращаются в пепел), какую куклу шили на Рождество (Коляду). А кукла — это самое близкое для каждого из нас. Очень важно, как и во что играют дети, потому что они вырастают похожими на свои игрушки. А тряпичная кукла несет в себе мягкость и доброту. В советское время мы играли в жесткие куклы, так как ткани не было, сейчас поколение, рожденное в те годы, несет на себе все тяготы жизни. Дети могут сделать тряпичную куклу своими руками, но надо, чтобы в каждом детсаду был такой сундучок бабушки, куда они могут заглянуть и все вспомнить. А воспитатель им тем временем расскажет про церковные праздники - Рождество, Крещение, Пасху. Так живая традиция будет жить в игрушке. Теперь от кукол перешли к другим игрушкам — лоскутному мячу. Постепенно сундучок будет полон таких игрушек».
В интернете даже создали специальный сайт, посвященный проекту. Интерес к нему проявляют люди со всего мира. Часто Елену приглашают проводить мастер-классы в Татарстан, Мордовию. В начале февраля в ходе проведения одного из мастер-классов в Алатыре было решено создать клуб по традиционной народной культуре, который займется возрождением семейных основ.
Газета "АиФ Чувашия" № 9 (671) от 27.02.2013