г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Сундучок Елены. Как куклы помогают воспитывать детей

10 лет назад переехала со своей семьей из Екате­ринбурга в Алатырь Елена Николаева. Инициатором переезда стал муж Елены, мечтавший жить в своем доме. С Урала она перевез­ла обозы, полные разноц­ветных тканей и швейной фурнитуры, надеясь зара­батывать в Чувашии на про­даже авторских кукол.

Маршрут не для туристов

В Алатырь Николаевы пере­ехали вслед за своими друзья­ми. Два директора екатерин­бургского дома фольклора в свое время приехали сюда и остались, став священнослу­жителями. Стало интересно, что за город такой? Супругам Николаевым алатырские хра­мы тоже понравились. Живя в Екатеринбурге, Елена высту­пала в фольклорном ансамбле. В рамках гастролей проходили и фольклорные экспедиции, где Елена выяснила, что в Древней Руси почти у каждо­го была обереговая кукла, ко­торая защищала от злых сил, принимала на себя все болез­ни и несчастья. Считалось, что женщина, почувствовав схватки, должна была сделать 7 куколок, не пользуясь ни ножницами, ни иголками.

Процесс создания каждой куклы для Елены уникален. Основа для пошива куклы — лоскутики ткани и вата. Из синтепона делаются голова и шея. Торс, руки и голова фор­мируются в зависимости от образа. Собираемые на про­тяжении всей жизни Еленой ткани пригодились. В Алаты­ре таких красочных не найти, поэтому у каждой создаваемой ею куклы наряды выглядят очень богато. Но самое глав­ное в кукле — это глаза, от то­го, как их сделаешь, зависит, получится образ или нет. Ее куклы бывают и без глаз, как, например, та, которая служит игольницей.

У Елены осталась только одна кукла в русском сара­фане стоимостью 4-5 тысяч рублей. Остальных она отдала в Дом милосердия, который работает в Алатыре при Храме Иверской иконы Божией ма­тери. В Екатеринбурге Елена могла достойно зарабатывать пошивом кукол. Ее куклы

есть у коллекционеров в Анг­лии, Германии. А в Алатыре мастеру пришлось забыть об этом и заняться, как она сама говорит, миссионерской дея­тельностью. Хотя на зарплату менее чем 10 тысяч рублей растить троих детей сложно. Поэтому и не удается никак даже подремонтировать дом, в котором они живут с тех пор, как переехали сюда.

На уроках в местной шко­ле искусств мастер забывает о своем увлечении, обучая детей заложенным в программе нау­кам — архитектуре, скульптуре и другим. Обучение основам пошива куклы — это за ее рам­ками.

Кукла - самое близкое для каждого из нас.

   Миссионерская деятель­ность Елены — это и идея проведения чайных церемо­ний в магазине «Алатырский сувенир», где центральное место отдано Параскеве-пят­нице (христианская велико­мученица III века) — кукле в человеческий рост. Рядом с ней – сундуки с богатствами. Параскева — это лишь часть туристического маршрута, который Елена разработала со своей подругой, тоже пере­ехавшей сюда жить из Екате­ринбурга, Ольгой Шитниковой. Традицию чайных церемоний они заимствовали в столице Урала — в магазине «Золо­той марципан». Елена шила к каждой, приуроченной к народным праздникам, цере­монии пару кукол — мужика и бабу в русских сарафанах и рубахах, городские барышни и господа в нарядах. К примеру, на Масленицу там не только чаем потчевали, но и блина­ми. Это помогало магазину привлекать покупателей, а мастеру — реализовывать свои творческие замыслы. Когда она была беременна третьим ребенком, к ней позвонили из Екатеринбургского общества женщин и попросили сделать кукол для приезжающих в го­род Наины Ельциной и Хила­ри Клинтон. Елена подумала, что это шутка, и делать ниче­го не стала. Через две недели снова звонок: «Готово?» Тог­да за оставшиеся до визита две недели она сшила две пары кукол — нарядных русских су­пругов, которых презентовали первым дамам.

   Но задуманный туристиче­ский проект, суть которого в том, чтобы приезжие останав­ливались в магазине и выпива­ли чаю с Параскевой, слушая рассказы об истории города и его традициях, не нашел долж­ного отклика. «После посеще­ния наших старинных храмов туристы могли бы заезжать и в магазин «Алатырский суве­нир». Но для реализации это­го проекта нужны не только налоговые послабления, но и больший поток туристов, не­жели сейчас. В Мордовии на­шу задумку оценили по досто­инству, - считает мастер. - Но местный хлебозавод навстречу не пошел, а ведь так можно бы­ло бы его изделия продвинуть на рынки соседних регионов, предприниматели тоже меня не поняли».

Коляда и чучело

   На выезды в другие города для презентации своих кукол у учителя школы искусств нет средств. Посылать куклы в Че­боксары тоже не было смысла, по ее словам, в столице акцент делается именно на чувашскую куклу, а ее — носители русских традиций. Еще живя в Екате­ринбурге, Елена проводила семинары для воспитателей детских садов, рассказывая об истории создания Вятской куклы (так называемой пода­рочной). «Так уж сложилось, что моя мама из Вятки, и я по­степенно пришла к созданию именно этой куклы», - говорит Елена. Затем она выпусти­ла пособие по изготовлению этой куклы и стала проводить семинары, мастер-классы, пе­редавая свои знания не толь­ко педагогам, но и малышам Алатыря. Все это вылилось в проект «Детская игрушка». Его суть в том, чтобы познако­мить детей с разными видами труда и материалами и помочь им выразить своё видение то­го или иного предмета. Такое самовыражение помогает де­тям раскрыть свои возмож­ности, считают организаторы проекта, в числе которых и мастерица Николаева. Мас­тер-классы по изготовлению игрушек проходят в детских садах и детских домах. Одной из площадок для реализации проекта стал Православный приход храма Иверской ико­ны Божией Матери. Там же уже действует Музей тради­ционной народной культуры, где прихожане собирают пред­меты старины.

Елена рассказывает: «Детей сейчас мало в семьях, но и ими никто не занимается. А новое поколение — это прежде все­го хранители традиций. Ны­нешние дети даже не знают, почему на Масленицу бабу сжигают (чучело — это символ холодной и трудной зимы, по­этому, прощаясь с ним, народ радовался тому, что все печа­ли прошедшей зимы превра­щаются в пепел), какую куклу шили на Рождество (Коляду). А кукла — это самое близкое для каждого из нас. Очень важно, как и во что играют дети, потому что они выраста­ют похожими на свои игруш­ки. А тряпичная кукла несет в себе мягкость и доброту. В советское время мы играли в жесткие куклы, так как ткани не было, сейчас поколение, рожденное в те годы, несет на себе все тяготы жизни. Дети могут сделать тряпичную ку­клу своими руками, но надо, чтобы в каждом детсаду был такой сундучок бабушки, ку­да они могут заглянуть и все вспомнить. А воспитатель им тем временем расскажет про церковные праздники - Ро­ждество, Крещение, Пасху. Так живая традиция будет жить в игрушке. Теперь от кукол перешли к другим иг­рушкам — лоскутному мячу. Постепенно сундучок будет полон таких игрушек».

В интернете даже создали специальный сайт, посвящен­ный проекту. Интерес к нему проявляют люди со всего ми­ра. Часто Елену приглашают проводить мастер-классы в Татарстан, Мордовию. В на­чале февраля в ходе проведе­ния одного из мастер-классов в Алатыре было решено со­здать клуб по традиционной народной культуре, который займется возрождением се­мейных основ.

 

 Газета "АиФ Чувашия" № 9 (671) от 27.02.2013



"АиФ Чувашия"
27 февраля 2013
00:00
Поделиться
;