г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Русь под особым углом зрения

«Историческая память народа – это как раз и есть та самая главная законсервированная партизанская база, благодаря которой сохранится и народ, и страна».

Вячеслав Румянцев.

В один из выходных дней июля 2013 г. в Алатыре состоялась очередная встреча старинного русского рода крестьян Кузиных. Да-да: каждый год в разгар лета порядка сотни Кузиных собираются либо в Алатыре, либо в соседнем селе Стемасы, либо в расположенном неподалеку райцентре Атяшево (Мордовия). Многие прибывают семьями, с детьми – подрастающими Кузиными, какие бы фамилии они официально не носили.

Сродники посещают храмы и монастыри, кланяются могилам предков на кладбищах, осматривают достопримечательности, а затем устраивают грандиозный обед на свежем воздухе. При этом по сложившейся традиции каждый должен перед началом трапезы рассказать о важнейших событиях минувшего года в его семье. Под вечер все трогательно прощаются, чтобы вновь увидеться через год.

И вот что еще удивительно: крестьянские предки Кузиных поселились в этих краях около 350 лет назад, и потомки цепко держались за отчие дома. Многие сегодняшние Кузины заняты крестьянским трудом, в большинстве своем проживают здесь же. Лишь сравнительно немногие родственники приезжают на ежегодные встречи издалека – из Чебоксар, Саранска, Москвы и даже из Казахстана.

Виновник торжества

Шутка ли: в 2012 г. крестьянский род в ходе очередной встречи радостно справил 400-летие – ровно за год до 400-летнего юбилея династии Романовых! Раскопал кузинскую генеалогию на глубину четырех столетий, а затем инициировал регулярные встречи в родных краях видный экономист-аграрий, кандидат философских наук В.С. Бирюков. Виктор Степанович родился в пос. Атяшево, проживает в Саранске, является членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей. Автор многочисленных публикаций по социальной философии. Среди государственных наград: орден Славы III степени и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Виктор Бирюков – Кузин в 13-м поколении. Но откроем «большой секрет»: есть уже представитель и 16-го поколения Кузиных, появившийся на свет летом 2012-го. Впрочем, для простоты современные Кузины ведут счет от родных братьев Устина Платоновича и Владимира Платоновича, которые являются представителями 10-го поколения рода.

Генеалогическую работу Виктор Бирюков начал в середине 2000-х годов с архивных поисков. Увы, результаты были крайне скудными: попытки узнать о предках натолкнулись на элементарное отсутствие письменных источников. Обыкновенно справки архивариусов оказывались по-библейски лаконичными.

Вот, к примеру, фрагмент генеалогического древа Кузиных – ветвь самих Бирюковых: 1-е поколение представлено Афанасием, чьи годы жизни неизвестны, 2-е поколение представляет Василий, сын Афанасия, живший в 1736–1813 гг., сын Василия Филипп (1769–1824) – соответственно, 3-е поколение, но более никаких подробностей. «Память замечательных людей скоро исчезает по причине недостатка исторических записок», – цитирует Бирюков Пушкина. Что ж говорить о неграмотных крестьянах, у которых и фамилий-то не было!

Кузинская «протородина»

Пожалуй, самым информативным документом оказалась справка из Российского государственного архива древних актов: «В вышеуказанных материалах ландратской переписи искомые люди также значатся только в деревне Чемзино (ф. 350, оп. 1, ед. хр. 1, 1717 год, л. 63). Ясачные крестьяне во дворе: Матвей Осипов 80 лет, у него жена Акулина Алексеева 60 лет; сын Еремей 45 лет, у него жена Авдотья Иванова 40 лет, сын Афанасий 2 лет; брат родной Гарасим 65 лет, вдов, племянник Яким Федоров 15 лет, Аксинья 15 лет, сходцы Владимирского уезда домового патриарха Николая Волосова монастыря деревни Лусяны».

Словно прожектор включился над туманными образами ушедших веков! Оказывается, предки пришли на территорию современной Мордовии из нынешней Владимирской области, где по сей день действует – с перерывом на советский период – Николо-Волосов монастырь, правда, теперь уже женский. Но сразу возникли новые вопросы: что подвигло семейство престарелого Матвея (сына «первопредка» Осипа, родившегося в Смутное время, в 1612 г.) на уход с родной земли на восток? Да и почему осели они именно в Чемзино нынешнего Атяшевского района Мордовии (ныне д. Чамзинка, где осталось лишь восемь дворов)?

От Николо-Волосова монастыря до Чамзинки только по прямой порядка 500 км. Но это был немыслимый путь с глухими чащобами, полными дикого зверья и лихих шаек. Землепашцы были безоружны, не имели ратного опыта, не были охотниками, не имели представления о географии. К тому же речь идет о монастырских крестьянах, то бишь о людях несвободных, нарушавших Соборное уложение 1649 г. (за сход полагалась жестокая кара).

К сожалению, исследовательская поездка в монастырь и его окрестности открыла мало нового. А что касается Лусян, то не удалось обнаружить даже места, где когда-то располагалась деревня, – кузинская «протородина».

В тумане времени

Тем не менее Виктору Бирюкову удалось произвести историческую реконструкцию событий, и его захватывающий анализ уводит нас в начало 1676 г. – даты для Отчизны весьма знаменательной. Только что тысяча государевых стрельцов жестоко подавили бунт, полыхавший восемь лет кряду в Соловецком монастыре. Слух об этом быстро полз по стране, круша в народе последнюю надежду на ослабление крепостного гнета.

Растоптанная надежда порождала стремление покинуть центральную Русь, чтобы, во-первых, жить на воле и, во-вторых, молиться по-старому. Впрочем, дело не пошло бы дальше эмоций и самоубийственных побегов отчаянных одиночек, если бы беглецов массово не поддержала самая грозная вооруженная сила Русского государства – казачество. Как полагает Бирюков, беспомощные крестьянские обозы уводили из родных мест собратья по «стариковской» вере, потомственные воины-казаки. Они прекрасно ориентировались на местности, могли отбиться от разбойников, добыть еды в лесу, а при необходимости и захватить населенный пункт.

На новом месте

Партии старообрядцев уходили на запад к полякам, на север к поморам, многие крестьяне пытались раствориться на юге среди донской казацкой вольницы. Ну, а жители Лусян – сходцы Владимирского уезда – отправились на восток. Добравшись до Поволжья, они обнаружили немало безлюдных деревень. Издавна эти места населяли финно-угорские племена, в основном эрзяне и мокшане. В 1670-х годах за пособничество Степану Разину царские каратели обрушили на мордовских земледельцев страшные репрессии, от которых им пришлось бежать куда глаза глядят.

Здесь-то, в заброшенных жилищах, и принялись селиться староверы, измученные тяжелейшей дорогой. В д. Чемзино (которой предстояло войти в Симбирскую губернию) обрела новую родину и семья лусянских беглецов во главе с 40-летним Матвеем (сыном «первопредка» Осипа) и его малолетним сыном Еремеем, который последним из всего рода появился на свет в Лусянах. Скоро новые жители Чемзино были опять закрепощены помещиками и царем, а «правильные» священники покончили со староверием, насадив «троеперстное» христианство греческого образца.

Потомки Матвея жили в Чемзино долго – до 1913 г. Лишь через восемь поколений сыновья знаменитого на все Присурье мельника Платона Устин да Владимир Кузины распродали имущество и перевезли свои семьи в расположенные недалеко от Чемзино село Стемасы и город Алатырь. Что перестало устраивать Кузиных в Чемзино? На этот вопрос у
В. Бирюкова и его родни пока нет ответа.

Заключение

Проделанный В.С. Бирюковым колоссальный труд интересен с точки зрения исторической науки новаторским подходом. Обычно историческая литература концентрируется на столицах, где вершатся судьбы мира, и правителях, которые вершат эти судьбы. Но Бирюков вдруг изменил угол зрения, решив «собрать» историю Отечества из биографий простых русских людей, проживавших многими поколениями в далекой глубинке. Потомственный крестьянин словно распутывает нити времени, отыскивая «клей нации», – этакое умозрительное начало, превращающее пестрый строй генеалогических древес в народ. Кто знает, какие открытия еще предстоят на этом малохоженом пути...

Александр ЧЕРНИЦКИЙ,

Москва – Алатырь – Москва.



"Республика"
28 августа 2013
15:35
Поделиться
;