г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

120 лет на службе у железных дорог

Вторая половина ХIХ века озна­меновалась в истории России бурным развитием строительства железных дорог, которые позво­лили тесно увязать между собой важные экономические районы страны.
В 1891 году было получено разрешение на строительство железнодорожной ветки на участ­ке Рязань-Сасово и Сасово-Сви­яжск, проходившей через город Алатырь.
Для ремонта паровозов и ва­гонов 22 декабря 1893 года откры­лись Алатырские железнодорож­ные мастерские, принадлежавшие семье фон Мекков, выходцев из лифляндского дворянского рода.
Семья фон Мекков состояла из 4 братьев и 5 сестер. Один из братьев Николай Карлович связал свою жизнь со строительством железных дорог, работая с 1894 года председателем правления Московско-Рязанской железной дороги, в организацион­ную структуру которой входили и Алатырские железнодорожные мастерские.
Алатырские железнодорожные мастерские сыграли в тот период значительную роль в развитии промышленности.
Первым начальником железнодорожных мастерских был назначен воспитанник Санкт-Петербургского технологического института Карл Леопольдович Брунзель, человек высокой обра­зованности и знающий свое дело инженер.
В начале ХХ столетия рабочие Алатырских железнодорожных мастерских были активными строителями новой жизни. Когда молодая советская республика ока­залась в тяжелом положении, в окружении врагов, передовые ра­бочие Я.М. Аверкиев, М.Ф. Руза­нов с оружием в руках отстаивали завоевания Октября, боролись против банд, скрывавшихся в лесах и балках Алатырского края.
В годы гражданской войны ра­бочие мастерских проводили суб­ботники по ремонту паровозов. Итоги субботников горячо обсуж­дались в коллективе, и как резуль­тат – в начале 1920 года в Алатыре проведение субботников приняло широкий размах. Они уже вышли за рамки случайных событий, а носили организованный и целена­правленный характер. В те годы алатырцы приняли активное участие в проведении Всероссийских мероприятий – «трудовые недели» («Неделя трудового фронта», «Не­деля фронта и транспорта» и др.).
Тридцатые годы ХХ столетия – годы начала бурного разви­тия страны, ознаменовавшиеся трудовым героизмом. Стаханов­ское движение приняло всенарод­ный характер. Инициаторами ста­хановского движения на заводе явились передовые рабочие, пе­ревыполнявшие дневные нормы в 2-3 раза. Среди них – Федор и Александр Макшановы, Алексей и Виктор Кабаевские, Иосиф Гав­рисюк, Александр Мохов, Виктор Максимов, Николай Канов, Иван Андреев и многие другие.
Мирный труд граждан Совет­ского Союза был прерван ве­роломным нападением фашист­кой Германии.
С первых дней войны 500 мужчин ушли с завода на фронт. Смертью героя пал Леонид Скляр при защите города Сталинграда. Более 120 человек награждены орденами и медалями, 18 из них – посмертно. Среди них – Виктор Серенков, Дмитрий Артошин, Ни­колай Воробьев.
Михаил Правдин – секретарь комитета ВЛКСМ после возвраще­ния с фронта работал в молодеж­ных организациях Чувашии.
Великая Победа народа кова­лась и в тылу.
На заводе, теперь уже паро­возоремонтном, под руководством Алексея Кабаевского был создан специальный цех по выпуску го­ловки снаряда. Плечом к плечу с рабочими Алатырского ПРЗ труди­лись рабочие Смелянского паро­возоремонтного завода.
Долгие годы эти предприятия были заводами-побратимами, радо­вались успехам и удачам друг друга.
В годы военного лихолетья раскрылся талант руководителя Тамары Алексеевны Моисеевой – выпускницы техникума путей со­общения. Она была знатной ста­хановкой, руководила токарно-ме­ханическим цехом, награждена орденом «Знак Почета», значком «Ударник Сталинского призыва».
Т.А. Моисеева, успешно справ­ляясь с плановыми заданиями, принимала активное участие в общественной жизни завода, была избрана депутатом Верхов­ного Совета СССР.
Алатырский паровозоремонт­ный, а с 1982 года – механи­ческий, завод работал во все вре­мена в полную мощь, являлся куз­ницей кадров. Бывшие работники завода: Н.П. Полянская – долгое время работала в газете «Совет­ская Чувашия» и до настоящего времени поддерживает связь с коллективом газеты; И.Я. Вишнен­ко – многие годы возглавлял за­вод «Электроавтомат»; Н.А. Курчатов – был председателем Ис­полнительного комитета г. Ала­тыря, В.П. Петин – был избран первым секретарем горкома КПСС г. Алатыря, далее переведен в ЦК профсоюза Чувашии в г. Чебокса­ры; Ю.Н. Прикащиков – работал в Горкоме КПСС г. Алатыря и другие.
За долгие годы существования предприятия сменяли друг друга начальники завода: А.М. Чураков, Н.С. Крупский, М.Ф. Русак, Е.С. Со-колов, А.Я. Илюшин, В.И. Пахо­мов и другие.
С 1969 года работает на за­воде Валерий Николаевич Вялов: сначала в энерго-механическом отделе, затем главным инженером и около четверти века руководит заводом, являясь оплотом ста­бильности.
В.Н. Вялов в трудные годы пе­рестройки умелым руководством сохранил коллектив завода. За высокие производственные до­стижения, профессионализм он неоднократно награждался Пра­вительственными наградами: званиями «Заслуженный работ­ник транспорта России» и «Заслуженный работник про­мышленности Чувашской Республики», знаком «Почетный же­лезнодорожник» и другими.
В 2003 году ГУП «Алатырский механический завод» стано­вится филиалом вновь создан­ного ОАО «Российские железные дороги», с 2007 года – открытым акционерным обществом.
ОАО «Алатырский механический завод» продолжает удовлетво­рять потребности железных дорог не только России, но и стран СНГ. Выпускает различные модели ва­гонных замедлителей, управляю­щей аппаратуры, кипятильников типа КВ-1М, запасные части пас­сажирских вагонов и другое.
Коллектив завода выполняет план по производству и продажам. Ожидаемый объем продаж в 2013 году составит 392 млн рублей, 134,2% к объему продаж 2012 года.
В 2013 году инвестиции составляют 33,4 млн руб., в т. ч. на блочно-модульную котельную.
Проектом бюджета на 2014 год планируются инвестиции в разме­ре 12,3 млн руб., в т. ч. на приоб­ретение оборудования в количестве 5 единиц.
Коллективом ОАО «АМЗ» ве­дется постоянная работа по меха­низации действующих производ­ственных процессов благодаря приобретаемому новому оборудо­ванию, разработке своими сила­ми штампов, пресс-форм, различ­ных приспособлений и снижению материалоемкости и трудоемкости продукции.
Работники технического отдела предлагают новые разработки для решения вопросов на сорти­ровочных горках железных дорог. Ведется работа по разработке и освоению вагонных гидравли­ческих замедлителей, воздухос­борника с электронным блоком управления клапанами и другие. Большинство покупных деталей и полуфабрикатов изготавливаются в цехах завода.
В порядке добровольной серти­фикации предприятием получены сертификаты на изделия: кипятиль­ник вагонный КВ-1М (типа I и II) и за­медлитель вагонный парковый типа КНЗ-5пк и его исполнений.
Качество выпускаемой про­дукции, охрана и безопасность труда – это составляющие про­изводственного процесса и на­ходятся под особым контролем у генерального директора В.Н. Вялова.
В целях безусловного выпол­нения промышленной безопасности за 9 месяцев т. г. проведены мероприятия по проверке огра­ничителя грузоподъемности авто­мобильного стрелового крана и замена сигнализатора окиси угле­рода и горючих газов в основном цехе металлоконструкций.
На заводе успешно работает профсоюзный комитет под председательством Л.Н. Буторо­вой. Работники завода принимают активное участие в спортивных мероприятиях как завода, так и города, на которых команда спортсменов занимает призовые места. Действует Совет ветеранов и ко­митет по делам молодежи.
Коллективным договором ОАО «АМЗ» предусмотрены социаль­ные гарантии работникам. В част­ности, согласно индивидуальному социальному пакету работники за­вода обеспечиваются медицинской помощью, 1 раз в год возмещается стоимость проезда железнодорож­ным транспортом по России как работникам, так и неработающим пенсионерам, осуществляется ча­стичное возмещение затрат работ­ников за занятия физической куль­турой в платных секциях.
В ОАО «АМЗ» осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение работников через фонд «Благосостояние», реаби­литационно-восстановительное лечение (по договору со страхо­вой кампанией ОАО «ЖАСО» в 2013 году такое лечение прошли в городах Н. Новгород, Чебоксары и Канаш 34 человека); обеспечи­вается организованный отдых и оздоровление детей работников завода. Неработающим пенсио­нерам выплачивается ежемесяч­ная материальная помощь через фонд «Почет» и многое другое.
Сегодня, в преддверии празд­ника, хотелось бы с благодар­ностью отметить плодотворную работу многих и многих завод­чан-ветеранов и совсем молодых специалистов. В их числе: В.Г. Пронин, С.П. Наумов, А.И. Савин, В.Ф. Старчков, Н.С. Куделькин, К.А. Белянкин, А.В. Софронов, В.П. Абакумова, А.В. Базин, А.Г. Богоявленский, М.Н. Лядунова, Г.И. Ефремова, Н.А. Давыдова, А.Г. Волков, С.В. Фуртас, А.Н. Бурмистров, В.И. Китайкина, Н.Л. Игошина, И.И. Куршева, Л.И. Гор­деева, Ю.Ф. Ведин, Л.К. Белянки­на, Л.Г. Климина, Л.Е. Орешина, А.В. Спиридонов, Д.И. Фадеев, А.А. Вишняков, А.В. Куприянов, А.А. Макалов, Ю.Н. Рязанов, Н.А. Сидорочкина, В.В.Куликов, А.В. Куликов, И.Н. Веряскин, В.М. Ку­дашкин, А.К. Луконин, В.Н. Матве­ев, С. Костюнин, В.А. Маркитанов, О.В. Попова, М.В. Султанова, Н.П. Лазарева, С.Е. Шабанов, Е.Ю. Прудников, Д.Е. Седойкин, А. Куп-риянова, С.А. Агеев, В.Н. Ерасов, М.В. Морозов, А.В. Сушков, Ю.Н. Балясников, В.Г. Дурасов, С.В. Фе­досеев, А.П. Руфеев, М.Н. Сафа­ев, С.А. Дашков, В.В. Яшин, Н.А. Куликов и другие.
Вся удивительная история за­вода отражена на стендах завод­ского музея, с которыми знакомят­ся не только работники и ветера­ны завода, но и учащиеся учебных заведений города.
Коллектив завода, встречая знаменательную дату, свое 120 - летие, бережно хранит традиции прошлых поколений, добивается определенных успехов в настоя­щем, надеется и верит в будущее предприятия.
Г. ЕФРЕМОВА.
Газета "Алатырские вести" от 17.12.2014г. №137


"Алатырские Вести"
17 декабря 2013
00:00
Поделиться
;