120 лет на службе у железных дорог
Вторая половина ХIХ века ознаменовалась в истории России бурным развитием строительства железных дорог, которые позволили тесно увязать между собой важные экономические районы страны.
В 1891 году было получено разрешение на строительство железнодорожной ветки на участке Рязань-Сасово и Сасово-Свияжск, проходившей через город Алатырь.
Для ремонта паровозов и вагонов 22 декабря 1893 года открылись Алатырские железнодорожные мастерские, принадлежавшие семье фон Мекков, выходцев из лифляндского дворянского рода.
Семья фон Мекков состояла из 4 братьев и 5 сестер. Один из братьев Николай Карлович связал свою жизнь со строительством железных дорог, работая с 1894 года председателем правления Московско-Рязанской железной дороги, в организационную структуру которой входили и Алатырские железнодорожные мастерские.
Алатырские железнодорожные мастерские сыграли в тот период значительную роль в развитии промышленности.
Первым начальником железнодорожных мастерских был назначен воспитанник Санкт-Петербургского технологического института Карл Леопольдович Брунзель, человек высокой образованности и знающий свое дело инженер.
В начале ХХ столетия рабочие Алатырских железнодорожных мастерских были активными строителями новой жизни. Когда молодая советская республика оказалась в тяжелом положении, в окружении врагов, передовые рабочие Я.М. Аверкиев, М.Ф. Рузанов с оружием в руках отстаивали завоевания Октября, боролись против банд, скрывавшихся в лесах и балках Алатырского края.
В годы гражданской войны рабочие мастерских проводили субботники по ремонту паровозов. Итоги субботников горячо обсуждались в коллективе, и как результат – в начале 1920 года в Алатыре проведение субботников приняло широкий размах. Они уже вышли за рамки случайных событий, а носили организованный и целенаправленный характер. В те годы алатырцы приняли активное участие в проведении Всероссийских мероприятий – «трудовые недели» («Неделя трудового фронта», «Неделя фронта и транспорта» и др.).
Тридцатые годы ХХ столетия – годы начала бурного развития страны, ознаменовавшиеся трудовым героизмом. Стахановское движение приняло всенародный характер. Инициаторами стахановского движения на заводе явились передовые рабочие, перевыполнявшие дневные нормы в 2-3 раза. Среди них – Федор и Александр Макшановы, Алексей и Виктор Кабаевские, Иосиф Гаврисюк, Александр Мохов, Виктор Максимов, Николай Канов, Иван Андреев и многие другие.
Мирный труд граждан Советского Союза был прерван вероломным нападением фашисткой Германии.
С первых дней войны 500 мужчин ушли с завода на фронт. Смертью героя пал Леонид Скляр при защите города Сталинграда. Более 120 человек награждены орденами и медалями, 18 из них – посмертно. Среди них – Виктор Серенков, Дмитрий Артошин, Николай Воробьев.
Михаил Правдин – секретарь комитета ВЛКСМ после возвращения с фронта работал в молодежных организациях Чувашии.
Великая Победа народа ковалась и в тылу.
На заводе, теперь уже паровозоремонтном, под руководством Алексея Кабаевского был создан специальный цех по выпуску головки снаряда. Плечом к плечу с рабочими Алатырского ПРЗ трудились рабочие Смелянского паровозоремонтного завода.
Долгие годы эти предприятия были заводами-побратимами, радовались успехам и удачам друг друга.
В годы военного лихолетья раскрылся талант руководителя Тамары Алексеевны Моисеевой – выпускницы техникума путей сообщения. Она была знатной стахановкой, руководила токарно-механическим цехом, награждена орденом «Знак Почета», значком «Ударник Сталинского призыва».
Т.А. Моисеева, успешно справляясь с плановыми заданиями, принимала активное участие в общественной жизни завода, была избрана депутатом Верховного Совета СССР.
Алатырский паровозоремонтный, а с 1982 года – механический, завод работал во все времена в полную мощь, являлся кузницей кадров. Бывшие работники завода: Н.П. Полянская – долгое время работала в газете «Советская Чувашия» и до настоящего времени поддерживает связь с коллективом газеты; И.Я. Вишненко – многие годы возглавлял завод «Электроавтомат»; Н.А. Курчатов – был председателем Исполнительного комитета г. Алатыря, В.П. Петин – был избран первым секретарем горкома КПСС г. Алатыря, далее переведен в ЦК профсоюза Чувашии в г. Чебоксары; Ю.Н. Прикащиков – работал в Горкоме КПСС г. Алатыря и другие.
За долгие годы существования предприятия сменяли друг друга начальники завода: А.М. Чураков, Н.С. Крупский, М.Ф. Русак, Е.С. Со-колов, А.Я. Илюшин, В.И. Пахомов и другие.
С 1969 года работает на заводе Валерий Николаевич Вялов: сначала в энерго-механическом отделе, затем главным инженером и около четверти века руководит заводом, являясь оплотом стабильности.
В.Н. Вялов в трудные годы перестройки умелым руководством сохранил коллектив завода. За высокие производственные достижения, профессионализм он неоднократно награждался Правительственными наградами: званиями «Заслуженный работник транспорта России» и «Заслуженный работник промышленности Чувашской Республики», знаком «Почетный железнодорожник» и другими.
В 2003 году ГУП «Алатырский механический завод» становится филиалом вновь созданного ОАО «Российские железные дороги», с 2007 года – открытым акционерным обществом.
ОАО «Алатырский механический завод» продолжает удовлетворять потребности железных дорог не только России, но и стран СНГ. Выпускает различные модели вагонных замедлителей, управляющей аппаратуры, кипятильников типа КВ-1М, запасные части пассажирских вагонов и другое.
Коллектив завода выполняет план по производству и продажам. Ожидаемый объем продаж в 2013 году составит 392 млн рублей, 134,2% к объему продаж 2012 года.
В 2013 году инвестиции составляют 33,4 млн руб., в т. ч. на блочно-модульную котельную.
Проектом бюджета на 2014 год планируются инвестиции в размере 12,3 млн руб., в т. ч. на приобретение оборудования в количестве 5 единиц.
Коллективом ОАО «АМЗ» ведется постоянная работа по механизации действующих производственных процессов благодаря приобретаемому новому оборудованию, разработке своими силами штампов, пресс-форм, различных приспособлений и снижению материалоемкости и трудоемкости продукции.
Работники технического отдела предлагают новые разработки для решения вопросов на сортировочных горках железных дорог. Ведется работа по разработке и освоению вагонных гидравлических замедлителей, воздухосборника с электронным блоком управления клапанами и другие. Большинство покупных деталей и полуфабрикатов изготавливаются в цехах завода.
В порядке добровольной сертификации предприятием получены сертификаты на изделия: кипятильник вагонный КВ-1М (типа I и II) и замедлитель вагонный парковый типа КНЗ-5пк и его исполнений.
Качество выпускаемой продукции, охрана и безопасность труда – это составляющие производственного процесса и находятся под особым контролем у генерального директора В.Н. Вялова.
В целях безусловного выполнения промышленной безопасности за 9 месяцев т. г. проведены мероприятия по проверке ограничителя грузоподъемности автомобильного стрелового крана и замена сигнализатора окиси углерода и горючих газов в основном цехе металлоконструкций.
На заводе успешно работает профсоюзный комитет под председательством Л.Н. Буторовой. Работники завода принимают активное участие в спортивных мероприятиях как завода, так и города, на которых команда спортсменов занимает призовые места. Действует Совет ветеранов и комитет по делам молодежи.
Коллективным договором ОАО «АМЗ» предусмотрены социальные гарантии работникам. В частности, согласно индивидуальному социальному пакету работники завода обеспечиваются медицинской помощью, 1 раз в год возмещается стоимость проезда железнодорожным транспортом по России как работникам, так и неработающим пенсионерам, осуществляется частичное возмещение затрат работников за занятия физической культурой в платных секциях.
В ОАО «АМЗ» осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение работников через фонд «Благосостояние», реабилитационно-восстановительное лечение (по договору со страховой кампанией ОАО «ЖАСО» в 2013 году такое лечение прошли в городах Н. Новгород, Чебоксары и Канаш 34 человека); обеспечивается организованный отдых и оздоровление детей работников завода. Неработающим пенсионерам выплачивается ежемесячная материальная помощь через фонд «Почет» и многое другое.
Сегодня, в преддверии праздника, хотелось бы с благодарностью отметить плодотворную работу многих и многих заводчан-ветеранов и совсем молодых специалистов. В их числе: В.Г. Пронин, С.П. Наумов, А.И. Савин, В.Ф. Старчков, Н.С. Куделькин, К.А. Белянкин, А.В. Софронов, В.П. Абакумова, А.В. Базин, А.Г. Богоявленский, М.Н. Лядунова, Г.И. Ефремова, Н.А. Давыдова, А.Г. Волков, С.В. Фуртас, А.Н. Бурмистров, В.И. Китайкина, Н.Л. Игошина, И.И. Куршева, Л.И. Гордеева, Ю.Ф. Ведин, Л.К. Белянкина, Л.Г. Климина, Л.Е. Орешина, А.В. Спиридонов, Д.И. Фадеев, А.А. Вишняков, А.В. Куприянов, А.А. Макалов, Ю.Н. Рязанов, Н.А. Сидорочкина, В.В.Куликов, А.В. Куликов, И.Н. Веряскин, В.М. Кудашкин, А.К. Луконин, В.Н. Матвеев, С. Костюнин, В.А. Маркитанов, О.В. Попова, М.В. Султанова, Н.П. Лазарева, С.Е. Шабанов, Е.Ю. Прудников, Д.Е. Седойкин, А. Куп-риянова, С.А. Агеев, В.Н. Ерасов, М.В. Морозов, А.В. Сушков, Ю.Н. Балясников, В.Г. Дурасов, С.В. Федосеев, А.П. Руфеев, М.Н. Сафаев, С.А. Дашков, В.В. Яшин, Н.А. Куликов и другие.
Вся удивительная история завода отражена на стендах заводского музея, с которыми знакомятся не только работники и ветераны завода, но и учащиеся учебных заведений города.
Коллектив завода, встречая знаменательную дату, свое 120 - летие, бережно хранит традиции прошлых поколений, добивается определенных успехов в настоящем, надеется и верит в будущее предприятия.
Г. ЕФРЕМОВА.
Газета "Алатырские вести" от 17.12.2014г. №137
"Алатырские Вести"