г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

2015.04.29 Гроза фашистов

 Солдатами не рождаются, как не рождаются и героями. Ими становятся, когда Родина зовет. В Великую Отечественную восемнадцатилетние мальчишки уходили на фронт и возвращались с победой. Много ратных подвигов на счету кавалера орденов Славы, жителя Алатыря Ивана Фончикова. Он был настоящим грозой фашистов - представителем самой трудной и легендарной из военных профессий. 

 Тот, кто пережил войну, не может ее забыть, – говорит Иван Федорович. О ней напоминают боевые награды, каждая из которых, словно страница героической летописи. 13 декабря 1943 года сельского паренька направили в поселок Свердловский в 60 километрах от Москвы. Тогда немцы были на подступах к столице. Новобранцы строили доты, устанавливали ежи, преграждая движение танкам, и сами рвались в бой. Иван блестяще окончил 3-х месячные курсы снайперов, еще подростком он научился бить без промаха, часто бывал с отцом на охоте. Первое боевое крещение принял в марте 1944 года. На передовой был и снайпером, и автоматчиком, и разведчиком. Ходили в тыл, брали «языка», узнавали, где какие войска и оружие. 

 - Сейчас думаю 17-летнему парнишке, сопливому, идти в тыл к немцам, три линии проволочных ограждений, кусачками перегрызали, передвигались по-пластунски, - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Иван Фончиков.

 Чтобы навести мушку прицела и нажать на курок, снайперу нужно пару секунд, но наблюдение могло занять несколько часов и даже дней. Главное - максимальная выдержка и недрогнувшая рука. Сомнений и жалости, говорит, не было, мстил за раненого отца, двух убитых братьев, погибших товарищей. 

 - В Польше сады хорошие. На нейтралке стояла груша. Винтовка снайперская, там оптика четырехкратная. Немцы-новобранцы, их пригнали сюда, они залезли на дерево, мы воспользовались, столько повалил тогда - человек 20, - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Иван Фончиков.

 Иван Федорович освобождал Белоруссию, Польшу и восточную Пруссию. Вспоминает, как из рук в руки переходили украинский Ковель и Сандомирский плацдарм, как поднимались в атаку и шли врукопашную. А когда погиб командир взвода, пришлось самому отдавать приказы – времени на раздумья не было. Говорит, смерти так страшился, как боялся остаться калекой или попасть в плен. Поэтому в буквальном смысле вооружался до зубов: револьвер - наган, автомат, снайперская винтовка. И главное - каждый патрон использовал с умом.

 - Автоматы были 70 патрон, диск круглый. Целую сумку пулек набьешь. Хлеб не буду брать, противогаз выкину, а пульки возьму. А то вдруг окружат в разведке - отбиваться надо. Я всегда с запасом, может быть, поэтому и спасся, я их так шарахал, - вспоминает ветеран 

 За личную храбрость и отвагу в 1944 году гвардии сержанта, командира снайперского отделения Ивана Фончикова наградили орденом Славы III степени. Тогда после ранения он находился в прифронтовом госпитале. А в октябре 1946 года наш земляк удостоился сразу двух орденов Славы II, III степеней. Знаки высшей солдатской доблести вручили в Саратовском танковом училище, где младший лейтенант уже после войны проходил подготовку, а затем 5 лет служил в танковой части командиром экипажа. Демобилизовался в 1950 году, обзавёлся семьей. Работал инструктором райкома партии, затем в исправительной колонии. И сегодня в свои 90 Иван Федорович излучает обаяние, он крепок духом и оптимистичен. Впереди – День Победы, главный праздник в его жизни. 

 



29 апреля 2015
09:28
Поделиться