Держа в руках молнию
«Всегда быть в маске – судьба моя» – эта фраза из арии Мистера Икса очень точно описывает сварщиков. Действительно, трудиться ему всегда приходится в маске, а это нелегко: никакого обзора, темнота, сквозь чадящую копоть ядовитых высокотемпературных испарений прерывающаяся мерцающая точка электрической дуги и расплавленного металла. Таким образом, весь рабочий процесс сварщика проходит практически наощупь. Но настоящему профессионалу все это нипочем. А именно таким и является сварщик ОАО «АМЗ» Сергей Анатольевич КОСТЮНИН.
«Нужно искусно орудовать электродом, управлять потоком расплавленного металла, направляя его по нужной траектории, – рассказывает о процессе сварки Сергей Анатольевич. – Электрод, сгорая, укорачивается на глазах, поэтому одновременно с манипуляциями ведения по шву его нужно равномерно приближать к эпицентру сварки по мере горения. Не доведешь – он «плюнет» брызгами и погаснет, оставив скверный пористый пузырь на шве. Слишком приблизишь – дуга «захлебнется», и электрод прилипнет ко шву».
Пока электрод не догорит или шов не закончится – сварщик не остановится. И ни брызги расплавленного металла в рукава, в штанины и за шиворот, ни окрики коллег и даже начальства, ни жуткий промышленный грохот и удары отбойного молотка над ухом – ничто не вернет сварщика в привычный мир до окончания процесса.
Сложна и опасна работа такого специалиста. При температуре плавления металла выгорает и испаряется все, что можно. Химические компоненты обмазки электрода, пары металлов, окалины, грунтовки, лакокрасочное и цинковое покрытие… Весь этот жуткий состав вдыхается сварщиком. От разлетающихся искр легко получить ожоги, после пойманных «зайчиков» болят глаза. Может, именно всего этого и боится молодежь и с неохотой идет в профессию.
А С.А. Костюнин не испугался трудностей и вот уже 12 лет сваривает котлы, замедлители для вагонов, управляющую аппаратуру для них и многое другое. Хотя, как и многие из нас, вначале он учился совсем по другой специальности – машинист тепловоза. Но в лихие 90-е устроиться на такую должность можно было только «по блату». И после службы в армии, которая проходила на Дальнем Востоке, Сергей Анатольевич вернулся домой. «Майор не хотел меня отпускать, предлагал остаться по контракту, однако меня тянуло на родину, и я уехал, – рассказывает он. – В те годы с работой было непросто, довелось мне и в охране поработать, и вахтой на заработки поездил. А в 2004 году пришел на завод да так и остался здесь. Помню свою радость в первый рабочий день, что после трудовой смены иду домой. После всех вахт и работы в другом городе это было так непривычно».
Конечно, мужчине пришлось еще подучиться, ведь в этой профессии много тонкостей. Специалист, выполняющий сварочные работы, должен знать, как правильно работать сваркой, уметь определять оптимальный режим для сварки различных материалов, выставлять значение тока.
Состоялся С.А. Костюнин не только как сварщик, но и как хороший муж и отец. Жена Наталья трудится на бумажной фабрике, а до этого 15 лет работала в детском саду. Отличную профессию программиста получил сын Алексей, окончивший как и папа АТЖТ. Сейчас парень служит в армии. На вопрос, как бы Сергей Анатольевич отнесся к тому, чтобы сын пошел по его стопам и стал рабочим, он говорит: «Главное – его желание, и чтобы он был востребованным. Нет плохих профессий».
И это действительно так. В жизни нашего героя обстоятельства сложились таким образом, что он не сразу пришел в профессию, которая стала главной в жизни. Однако сейчас он, несмотря на все сложности и опасности, даже не думает найти работу полегче. Ведь согласно пословице человек красит место, а не наоборот.
Газета "Алатырские вести" от 13.12.2016 г. №96