г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Мост через стремнину

Обращаясь из выпуска в выпуск к Великой Отечественной войне, мы не должны забывать и о предшествовавших ей событиях — столкновениях на Халхин-Голе, у озера Хасан. Особняком в этом списке стоит советско-финляндская война 1939-1940 годов, или «финская», как иногда называли ее в обиходе. Эта война, начавшаяся восемь десятилетий назад, во многом остается для нас неизвестной. Сегодня мы приоткроем одну из ее страниц и расскажем об участии в событиях того далекого времени 17го плотничьего батальона, сформированного в феврале 1940 года в городе Алатыре.

17-й плотничий. Начало

В первой половине февраля 1940 г. более тысячи военнообязанных граждан СССР, имеющих прежде всего ВУС (военно-учетные специальности) № 99 (слесарь-мотосборщик), № 100 (плотник-мостовик) и проживающих преимущественно на территории Чувашской АССР, были призваны военными комиссариатами и поступили в распоряжение военного комиссариата города Алатыря. Здесь они сразу же направлялись на формирование 17-го плотничьего батальона.

12 февраля 1940 г. батальон принял военную присягу. Для этого в 13 часов в Алатыре на плацу райвоенкомата построили весь батальон. Эту задачу выполнил дежурный по части младший лейтенант Орлов. Прошел небольшой митинг, за ним состоялось само принятие присяги по подразделениям. А вечером, в 18 часов, батальон был построен вновь для поздравления с принятием присяги.

СПРАВКА «СЧ»

Текст присяги гласил:

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик, и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

Понимал ли тогда каждый из бойцов, насколько суровы строки этой присяги, что все это им предстоит испытать на себе уже совсем скоро?

А испытания начались с последнего абзаца присяги. Уже через день во время колки дров красноармеец 1-й роты А.А. Арланов задел острием топора палец руки. Такого жесткого и сурового приказа никто и не ожидал — §1 приказа № 2 по батальону квалифицировал происшедшее как факт сознательного членовредительства и объявлял о передаче дела в военную прокуратуру. Вчерашние лесорубы, плотники, столяры, колхозники разом замолчали, шушукаясь лишь с самыми верными друзьями. Все поняли: шутки кончилось. Запахло войной.

16 февраля во всех подразделениях батальона был проведен медицинский осмотр.

17 февраля: 4 наряда вне очереди красноармейцу 2-й роты за опоздание на двое суток из командировки в облвоенкомат.

Производились переводы с должности на должность — «для пользы дела».

18 февраля «за бдительную службу при несении караульной службы» красноармейцам 1-й роты Качимову и Соколову объявлена благодарность.

У караульных, возвращавшихся с поста № 4, стали потихонку выпытывать, что же они охраняют. Уже стало известно, что там — оружейный склад. Зачем оружие плотникам?

Тайна раскрылась совсем скоро — 22 февраля был озвучен приказ № 10 по батальону. Первый параграф гласил: «Батальон перевозится по ж. д. с посадкой на ст. Алатырь Каз. ж. д. в составе одного эшелона». Начальником эшелона был назначен старший политрук Федотов, военкомом — старший политрук Хрусталев. Представителем батальона на погрузке и посадке был назначен младший лейтенант Дворников. От 3-й роты выделили три погрузочные команды по 20 человек с младшим командиром. В 10 часов 22 февраля началась погрузка. В первую очередь — продфураж, затем имущество ОВС (отдел вещевого снабжения) и рот, дальше — боепитание и химимущество. В последнюю очередь погружалось имущество санчасти, штаба и клуба.

Советско-финляндская война. 1939—1940. Расчет советского пулемета «Максим» меняет позицию.

На войну

23 февраля комбат Вереин подписал приказ № 12: «На основании распоряжения Алатырского РВК с/числа батальон считать выбывшим из г. Алатыря в составе 1-го эшелона к новому месту расквартирования — в распоряжение ЛВО» (Ленинградского военного округа. — Авт.).

…Больше недели добирался эшелон до места назначения и только к 20 часам 1 марта прибыл на станцию Горелово Ленинградской железной дороги, где выгрузился и прибыл к месту расположения батальона. Был объявлен и почтовый адрес: почтовое отделение Горелово, почтовый ящик № 9. Батальон разместился в бараках в военном городке рядом с 114-й авиабазой, известном как Красный городок.

В первом же приказе по прибытии говорится: «На случай объявления тревоги дежурным по части и подразделениям дается команда: «В ружье!» Место сбора по тревоге — юго-восточная окраина расположения части».

В батальоне, судя по имевшемуся количеству противогазов, было 1141 человек личного состава. Практически батальон был полкового состава. И задачи перед ним стояли серьезные.

К 24 марта батальон передислоцируется в Хайтерму, поближе к месту выполнения работ. 1-я рота разместилась в Пети-Ярви (будет переведена в район Хайтермы 25 мая). В приказе № 20 от этого числа впервые упоминается знамя. 2 апреля издан приказ о переезде 3-й роты в Кексгольмхитоллу.

Из приказа № 24 от 29 марта:
«Напоминаю, что хождение в районе расположения и работ батальона допускается лишь по прямолинейным дорогам и тропинкам. В остальных всех местах хождение опасно в связи с возможностью их заминирования финнами. За последствия в нарушение этого приказа ответственность будет возложена на командиров соответствующих подразделений и н-ков служб».

Переправа, переправа…

7-8 декабря 1939 г. Красная Армия была остановлена финнами около Кивиниемской переправы и не смогла пробиться дальше вплоть до завершения войны. Бои за переправу так изнурили бойцов и командиров, что все лозунги про «разбить врага малой кровью» сразу перестали восприниматься как реальные. Именно про эту переправу поэт Александр Твардовский писал: «Переправа, переправа, Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда. Кому память, кому слава, Кому темная вода». Этот мост и необходимо было восстановить 17-му плотничему батальону.

Озеро Толвоярви, Карелия, 1991 г. — Чебоксары, 2019 г.

ИЗ ИСТОРИИ

Мы не будем открывать дискуссию о том, кто виновен в начале советско-финляндской войны 1939-1940 годов, и лишь кратко изложим факты.

В конце 30-х годов Советский Союз вел сложные переговоры с Финляндией, пытаясь получить право на размещение на территории северного соседа своих военных баз. В 1939 году к этим требованиям добавились предложения отдать примыкающие к Ленинграду финские территории в обмен на менее значимые со стратегической точки зрения районы Карелии. Не получив поддержки своего народа, правительство Финляндии отказалось от подписания такого договора.

26 ноября 1939 года у села Майнила вблизи финской границы было обстреляно артиллерийским огнем подразделение Красной Армии, убито 4 человека и ранено 9 военнослужащих РККА. Каждая сторона обвинила в провокации другую.

29 ноября СССР объявил о немедленном отзыве из Финляндии своих политических и хозяйственных представителей.

30 ноября в 8 часов утра войска Ленинградского военного округа перешли границу Финляндии на Карельском перешейке. Началась советско-финляндская война, хотя Советский Союз так и не объявил войну Финляндии.

С 30 ноября 1939 г. до 10 февраля 1940 г. Красная Армия вела тяжелые наступательные бои от Финского залива до Баренцева моря. Среди прочих воинских подразделений в районе озера Толвоярви трагически воевала 139-я стрелковая дивизия 1-го формирования (3-е формирование дивизии произойдет в Чувашии в 1942 г.).

1-10 февраля 1940 года осуществлялась десятидневная артподготовка финской оборонительной линии, получившей название «линии Маннергейма».

11 февраля началось генеральное наступление Красной Армии.

17 февраля финны отвели свои войска на вторую полосу обороны.

К 28 февраля успешное наступление обеих армий Северо-Западного фронта Красной Армии вынудило финнов отступить.

7 марта финская делегация прибыла в Москву для мирных переговоров.

12 марта был заключен мирный договор между СССР и Финляндией, но приказ о наступлении Красной Армии не был отменен, и 13 марта части Красной Армии вошли в Выборг.
СССР получил Карельский перешеек, остров Гогланд, арендовал под военную базу мыс Ханко, отодвинул границу от Ленинграда до 150 км.

Всего Советский Союз потерял в этой неизвестной зимней войне 95348 своих сыновей и дочерей. 

Фото: Советские бойцы-лыжники выдвигаются на передовые позиции. Финляндия. Зима 1939—1940 годов.

Газета "Советская Чувашия" от 19.03.2019 г. №29



19 марта 2019
17:40
Поделиться