г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

«Скульптор Степан Эрьзя: Учителя, ученики, современники» Краеведческий урок

«Скульптор Степан Эрьзя: Учителя, ученики, современники»  Краеведческий урок

1 апреля 2022 г. в читальном  зале центральной городской библиотеки  для студентов Алатырского филиала  ЧГУ был проведен краеведческий урок «Скульптор Степан Эрьзя: Учителя, ученики, современники», а также проведен обзор оформленной в библиотеке выставки-персоналии «Одиссея скульптора Эрьзи».

В рамках Года выдающихся людей, объявленного президентом Чувашской Республики, мы знакомим наших читателей с земляками, внесшими значительный вклад в отечественную и мировую науку и культуру. Уроженец села Баево Алатырского уезда Степан Дмитриевич Нефедов, известный всему Миру как скульптор Эрьзя по праву стоит в числе первых, кем гордится наш город. Свои первые шаги в искусстве Степан Нефедов совершил в нашем городе, обучаясь у алатырских иконописцев: В. А. Тылюдина, И. А. Крикалина-Иванцова, И. Я. Шувалова и А. П. Колонина. В 1899 г. он участвовал в подготовке любительского спектакля, приуроченного к 100-летнему юбилею А. С. Пушкина, изготовив прекрасные декорации для труппы Алатырского коммерческого клуба. Также имеются сведения, что С. Д. Нефедов расписывал фресками колокольню Казанской церкви и Успенский храм в Алатыре. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали знаменитые скульпторы Сергей Волнухин и Паоло Трубецкой, Степан Эрьзя завоевал небывалый успех в Милане, Венеции и Париже, приобретя славу «русского Родена».

В годы I Мировой и Гражданской войны, в послевоенное десятилетие, Эрьзя работает в Москве и на Урале, в Батуми и Баку. Всюду он старается передать свою творческую энергию ученикам. Самыми способными он считал Георгия Мотовилова, Елену Мроз, Аиду Урарту и племянника - Василия Нефедова, умершего в молодом возрасте, заболев по дороге к месторождениям уральского мрамора.

И снова Эрьзя путешествует по Миру. В 1927 г. он отправляется с выставкой своих работ в Париж, а затем – в Буэнос-Айрес. Аргентинская эпопея скульптора затянулась на 23 года. Он открыл невероятные возможности использования в качестве скульптурного материала ценных пород субтропических деревьев: кебрачо, альгарробо, урундай и др. Своими открытиями он также щедро делился. Среди учеников мастера в Аргентине известны: Марта Виницки, Мариса Балмаседа Краусе, Доротея Леш и др.

Эрьзя стал законодателем моды на использование дерева в скульптуре, а также развивал этнические мотивы в созданных поэтических образах. Вернувшись в 1950 г. на родину, скульптор привез собой более 200 произведений, а также огромный запас экзотического скульптурного материала. До последних дней жизни скульптор увлеченно работал. Он был певцом женской красоты, мечтал создать скульптурные портреты представителей всех народов Земли.

Урок сопровождался демонстрацией видеоряда, а также библиографическим обзором мемуарной, справочной и научно-исследовательской литературы, посвященной жизни и творчеству С. Д. Нефедова (Эрьзи).