Увольнение в связи с утратой доверия по фактам нарушения законодательства о противодействии коррупции как средство профилактики коррупционных правонарушений
Факты несоблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в настоящий момент далеко не новы и часто встречаются в практической деятельности, а так же придаются огласке в средствах массовой информации.
В связи с чем, с целью предотвращения возможных фактов нарушений законодателем предусмотрены строгие меры дисциплинарной ответственности именно за коррупционные правонарушения.
Правовой основой для привлечения государственных служащих к ответственности является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, а так же другие, в том числе ведомственные нормативные правовые акты.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
Определенной особенностью закона, предусматривавшего дисциплинарную ответственность за коррупционные правонарушения, стало введение в качестве основания для увольнения, как самого строгого дисциплинарного наказания – увольнения «в связи с утратой доверия», установленного в качестве такового Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К указанным правонарушениям отнесены:
- непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
- непредставления лицом сведений о своих расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений
- участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления лицом предпринимательской деятельности;
- вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям закона за коррупционные правонарушения могут быть применены различные взыскания, в том числе и не связанные с прекращением государственной службы.
Анализ надзорной практики показывает, что основными причинами применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим, как правило, являются: непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является сотрудник; непредоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, основанием для применения работодателем такого взыскания является сам коррупционный дисциплинарный проступок.
Так как увольнение в связи с утратой доверия является мерой дисциплинарной ответственности, увольнение осуществляется на основании результатов проверки, проведенной соответствующим подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных правонарушений.