В Алатыре состоялась презентация мультимедийной выставки творений художницы-мемуаристки «Муза Монпарнаса с Волжских берегов»
Художницу звали Мария Воробьева-Стебельская, а творила она под псевдонимом Маревна. 27 сентября мультимедийной выставке дали старт в Чувашии. Открытие выставки произошло в рамках Года выдающихся земляков, объявленного Главой Чувашской Республики Олегом Николаевым в 2022-м.
Жизнь Марии началась на берегах Волги близ Чебоксар в городе Мариинский Посад. Мама будущей художницы была актрисой, а отец работал в лесном ведомстве. Девочку воспитывал ее отец, которого она горячо любила. С самого детства в жизни будущей художницы все было необычно, невероятно, все кружилось в такт ее бешеному темпераменту. Такой воспитал ее отец. «Я хочу, чтобы ты была орленком, а не курицей», - говорил он дочке.
Уже в три года Мария могла собрать и разобрать охотничье ружье, а когда ей исполнилось четыре года, отец подарил ей живого медвежонка. Школьные годы Маревна провела в грузинском Тифлисе (ныне Тбилиси). После школы изучала искусство в Москве в Строгановском училище и в Риме. На итальянском острове Капри Мария познакомилась с известным писателем Максимом Горьким. Он очаровал ее своим даром рассказчика, она преклонялась перед его писательским мастерством, но спокойная жизнь не помогала развитию творческой мысли. В возрасте 20 лет Маревна едет в Париж, где ее многие годы поддерживали поэты Максимилиан Волошин и Илья Эренбург. Они оба посвящали ей стихи, помогали устроиться в новом незнакомом городе. В начале 20-го века Париж стал настоящей творческой столицей мира, местом зарождения нового современного искусства. Художники, поэты, скульпторы и артисты приезжали в город со всего света, причем зачастую не имея гроша за душой, но с невероятным желанием стать известным в своем искусстве. Сейчас художников той поры называют Парижской школой, хотя многие мастера той школы не были не то что парижанами, не были даже французами. Всем тем молодым людям надо было где-то жить и этим местом стал «Улей».
Он находился и находится по сей день в парижском районе Монпарнас. Павильон в виде шестиугольника был лишен минимальных удобств, ведь в здании не было отопления, водоснабжения, в нем водились клопы и тараканы, а рядом находили скотобойни, от которых шел неприятный запах, но молодые художники любили свой «Улей». Плата за комнату была маленькой, много окон и света, но самое главное, что рядом были друзья, которые всегда помогут.
Сама Маревна не жила там, но зато встретила своих друзей, которые были близки ей по духу и творчеству. Они вдохновляли молодую художницу, помогали и творили вместе с ней.
Однако не только «Улей» был центром художественной жизни Монпарнаса. Маревна вспоминала, что в зимние вечера все представители художественной собирались в кафе «Ротонда». В «Ротонде» в свое время бывали многие известные личности.
Другом Маревны стал известный художник Пабло Пикассо, которого она ценила, как и многих именитых друзей, писала их портреты. Всего же было создано четыре групповых потрета друзей с Монпарнаса.
Скончалась она в 1984 году в Лондоне. У нее была дочь Марика Ривера, которая стала французской актрисой, вписав свое имя в летопись мирового искусства.
Ознакомиться с мультимедийной выставкой в городской Дворец культуры пришли студенты, школьники. В фойе учреждения для них также был показан художественный мастер-класс от Алатырской детской школы искусств.
Культурно-выставочный центр «Радуга» с проектом «Муза Монпарнаса с Волжских берегов» стал одним из победителей конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Выставка реализуется совместно с Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, а также при содействии Попечительского совета Фонда «Чувашия».